Экспонаты для коллекций музеев Европы собирались веками. Однако Америка создала величайшие коллекции творений изобразительного искусства всего за несколько десятков лет. Этому поспособствовало не только возросшее число миллионеров Нового света, но и мировые войны, революции, происходившие в Старом Свете.
Нью-Йоркский музей современного искусства, созданный в 1929 г, первоначально планировался как самый крупный музей искусства мировой современности. Амбиции кураторов и попечителей музея, кратко называемого МОМА (The Museum of Modern Art) полностью реализовался, ведь не сегодняшний день в музее хранятся шедевры творцов трёх последних столетий, включая нынешнее. Собрание музея – это потрясающая энциклопедия искусства современности. В ней есть вся информация о грандиозных и не очень явлениях, замеченных в этой истории. Не вызовет особого удивления, что одна из наилучших коллекций произведений художника, представляющего ХХ столетие – Пабло Пикассо, насчитывает более сотни работ!
«Авиньонские девицы» также хранятся здесь, и их создание ознаменовало свершение ещё одной революции искусства, в этом случае кубистической. Можно назвать Пабло Пикассо истинным революционером в искусстве, и хоть изначально замысел этого произведения (если можно назвать его «вариант с солдатом, студентом и черепом») говорит о том, что настоящим «манифестом кубизма» оно стало не сразу. Разыгранная сцена в помещении борделя, находящегося в Барселоне на Авиньонской улице и изначально названная «Философическим борделем», задумывалась живописцем по содержанию как нравоучительная, а по форме – символистская.
Знаменитость нового направления живописи и его первой картины возникла не сразу и длительное время о существовании его знали только небольшой круг единомышленников и друзей. Хотя картина и у этого окружения не встретила особого понимания, став некой пародией. Почти девять лет полотно «Авиньонские девицы» были у художника в мастерской в «Бато — Лавуар», известного в последующем как «Акрополь кубизма».
Множество веков художники пытались найти наилучший метод передачи предметов на холст в трёхмерном пространстве. Однако приехавший в Париж 19- летний Пабло Пикассо, провозгласил новый девиз своей жизни «Я не ищу, я нахожу». Поиск нового языка в изобразительном искусстве, он как Гоген и Матисс, обратил внимание на примитив, найдя остроумное решение из всех возможных. Он отрицал попытку имитации объекта видимого и роль умного фотоаппарата играть он не стал. Идея кубизма пришла к нему по подсказке Сезанна, советовавшего усматривать натуру в роли простейших геометрических фигур. Однако, если Сезанн имел ввиду, что все базисные формы нужно хранить в сознании и использовать их как организующие элементы начала композиции, то Пикассо стал буквально следовать этому методу.
Таким образом, рождение кубизма подарило 25-летнему Пикассо славу. Метод кубизма, по мнению художника, имел два вида: синтетический и аналитический, не беря в расчёт ранний этап, названный «сезанновский» или «негритянский». Отвечая на вопрос, что же такое кубизм, Пикассо называл это интеллектуальной игрой, не имеющей определённой цели и ответа, при отсутствии чёткой формулы. Своеобразный ребус, имеющий бесконечное число решений, так как он имеет не расчёт, а скорее интуицию, следуя которой художник и множество его последователей строили … удачные логические конструкции. Впоследствии мастер говорил, что рационализм в объяснениях отсутствует. Ведь в то время все видели слишком много реального в кубизме, не понимая его по-настоящему. Поймать рукой действительность нельзя, она напоминает запах, окружающий нас и исходящий неизвестно откуда.
Кубизму не нужен сюжет, так как им является метод. Кубисты использовали в роли «моделей» предметы, хорошо знакомые зрителю, чтобы процесс узнавание не усложнялся. Простейшие первоформы выстраивали целостную картину. Создавая определённую композицию, придерживались постулата, говорящего о том, что мысля о предмете, некоторые его части видятся яснее, чем те другие. И поэтому характерные элементы «моделей» на полотнах могли повторяться по нескольку раз в одной композиции. К примеру, картина Пикассо, в которой изображены гриф и струны множество раз.
В творческой биографии художника есть не только кубистические опыты. Некогда «Авиньонские девицы» посчитались шуткой, и через двадцать один год мастер создаёт картину «Женщина в кресле», которая стала настоящей пародией на своих современников. В первую очередь, на Матисса, который был автором высказывания, что «Авиньонские девицы» – пародия. К тому времени Пабло побывал в Риме с участниками труппы Дягилева, и успел увлечься Античностью. Далее звучание неоклассики вплетаются в кубизм, образуя интересные вариации.
Художники, зрители, критики расценивают по-разному творения художника, пытаясь понять причины их возникновения и не находя ответа до сих пор. Сам же Пикассо на попытки понять и объяснить его творения и произведения других художников, иронично отвечал, что хотят понять искусство все, но почему бы пение птиц не попытаться понять?
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.