Революция Пабло Пикассо (Музей современного искусства, The Museum of Modern)

Революция Пабло Пикассо (Музей современного искусства, The Museum of Modern)

Экспонаты для коллекций музеев Европы собирались веками. Однако Америка создала величайшие коллекции творений изобразительного искусства всего за несколько десятков лет. Этому поспособствовало не только возросшее число миллионеров Нового света, но и мировые войны, революции, происходившие в Старом Свете.

Нью-Йоркский музей современного искусства, созданный в 1929 г, первоначально планировался как самый крупный музей искусства мировой современности. Амбиции кураторов и попечителей музея, кратко называемого МОМА (The Museum of Modern Art) полностью реализовался, ведь не сегодняшний день в музее хранятся шедевры творцов трёх последних столетий, включая нынешнее. Собрание музея – это потрясающая энциклопедия искусства современности. В ней есть вся информация о грандиозных и не очень явлениях, замеченных в этой истории. Не вызовет особого удивления, что одна из наилучших коллекций произведений художника, представляющего ХХ столетие – Пабло Пикассо, насчитывает более сотни работ!

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

«Авиньонские девицы» также хранятся здесь, и их создание ознаменовало свершение ещё одной революции искусства, в этом случае кубистической. Можно назвать Пабло Пикассо истинным революционером в искусстве, и хоть изначально замысел этого произведения (если можно назвать его «вариант с солдатом, студентом и черепом») говорит о том, что настоящим «манифестом кубизма» оно стало не сразу. Разыгранная сцена в помещении борделя, находящегося в Барселоне на Авиньонской улице и изначально названная «Философическим борделем», задумывалась живописцем по содержанию как нравоучительная, а по форме – символистская.

Знаменитость нового направления живописи и его первой картины возникла не сразу и длительное время о существовании его знали только небольшой круг единомышленников и друзей. Хотя картина и у этого окружения не встретила особого понимания, став некой пародией. Почти девять лет полотно «Авиньонские девицы» были у художника в мастерской в «Бато — Лавуар», известного в последующем как «Акрополь кубизма».

Множество веков художники пытались найти наилучший метод передачи предметов на холст в трёхмерном пространстве. Однако приехавший в Париж 19- летний Пабло Пикассо, провозгласил новый девиз своей жизни «Я не ищу, я нахожу». Поиск нового языка в изобразительном искусстве, он как Гоген и Матисс, обратил внимание на примитив, найдя остроумное решение из всех возможных. Он отрицал попытку имитации объекта видимого и роль умного фотоаппарата играть он не стал. Идея кубизма пришла к нему по подсказке Сезанна, советовавшего усматривать натуру в роли простейших геометрических фигур. Однако, если Сезанн имел ввиду, что все базисные формы нужно хранить в сознании и использовать их как организующие элементы начала композиции, то Пикассо стал буквально следовать этому методу.

Таким образом, рождение кубизма подарило 25-летнему Пикассо славу. Метод кубизма, по мнению художника, имел два вида: синтетический и аналитический, не беря в расчёт ранний этап, названный «сезанновский» или «негритянский». Отвечая на вопрос, что же такое кубизм, Пикассо называл это интеллектуальной игрой, не имеющей определённой цели и ответа, при отсутствии чёткой формулы. Своеобразный ребус, имеющий бесконечное число решений, так как он имеет не расчёт, а скорее интуицию, следуя которой художник и множество его последователей строили … удачные логические конструкции. Впоследствии мастер говорил, что рационализм в объяснениях отсутствует. Ведь в то время все видели слишком много реального в кубизме, не понимая его по-настоящему. Поймать рукой действительность нельзя, она напоминает запах, окружающий нас и исходящий неизвестно откуда.

Кубизму не нужен сюжет, так как им является метод. Кубисты использовали в роли «моделей» предметы, хорошо знакомые зрителю, чтобы процесс узнавание не усложнялся. Простейшие первоформы выстраивали целостную картину. Создавая определённую композицию, придерживались постулата, говорящего о том, что мысля о предмете, некоторые его части видятся яснее, чем те другие. И поэтому характерные элементы «моделей» на полотнах могли повторяться по нескольку раз в одной композиции. К примеру, картина Пикассо, в которой изображены гриф и струны множество раз.

В творческой биографии художника есть не только кубистические опыты. Некогда «Авиньонские девицы» посчитались шуткой, и через двадцать один год мастер создаёт картину «Женщина в кресле», которая стала настоящей пародией на своих современников. В первую очередь, на Матисса, который был автором высказывания, что «Авиньонские девицы» – пародия. К тому времени Пабло побывал в Риме с участниками труппы Дягилева, и успел увлечься Античностью. Далее звучание неоклассики вплетаются в кубизм, образуя интересные вариации.

Художники, зрители, критики расценивают по-разному творения художника, пытаясь понять причины их возникновения и не находя ответа до сих пор. Сам же Пикассо на попытки понять и объяснить его творения и произведения других художников, иронично отвечал, что хотят понять искусство все, но почему бы пение птиц не попытаться понять?

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Добавить комментарий