Скульптура Святой Терезы — Бернини

Скульптура Святой Терезы - Бернини

Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) – архитектор, театральный художник, драматург, живописец и, в первую очередь, скульптор. Он первый среди скульпторов стал работать в стиле барокко. Является одним из основоположников и лучших изобретательных мастеров барокко. Современники называли его Микеланджело VIII века.

Биография

Бернини подчинил себе камень целиком и полностью. В его руках под резцом оживал мрамор, обретал невесомость и легкость, хотя, на первый взгляд, это невозможно для камня. В его руках камень становился похожим на воск. Бернини мог передать в камне мягкость шелка, трепет волос, теплоту тела, а также шелест листьев. Филиппо Бальдинуччи, первый биограф скульптора, написал, что благодаря ему куски мрамора обладают даром речи и дыханием. Если кто-то из его учеников не стремился преобразить мрамор таким образом, мастер упрекал не отсутствием мастерства, а отсутствием смелости. Сам Бернини учился у своего отца, но очень быстро превзошел своего учителя.

По своей сути барокко – это театр. А архитектура барокко – это декорации. Статуи стали похожи на актеров. Их движения, жесты, выражение лица передает все то, что происходит на сцене. Аффект, исступление, любые эмоции изображены в самом крайнем своем проявлении. Но, чтобы камень стал их воплощением, скульптору каждый раз необходимо преодолеть природу материала. В результате этого скульптура все больше становится похожей на живопись. Именно такое страстное, эффектное искусство хотела видеть церковь в век Контрреформации, в период пропаганды католичества и попыток пробудить угасающую веру. Поэтому талант Бернини церковь сочла очень полезным. Центром нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима в эпоху барокко создал именно Бернини, и его можно смело назвать «главным режиссером» этого удивительного спектакля. Один из могущественных заказчиков Папы Римского Урбана. Один из могущественных заказчиков Папы Римского Урбана III высказался о Бернини, как о превосходном человеке, с совершенным умом, который родился по воле божественного провидения для славы Рима. Все европейские мастера старались подражать Бернини, но преуспели в этом далеко немногие. И только Франция, приобретающая классицистический вкус , не переняла его искусство.

Одни из лучших работ Бернини можно увидеть в Галерее Боргезе, которая расположена на одноименной вилле. Эта вилла принадлежала когда-то могущественной семье Боргезе. Музей обязан своим возникновением самому известному члену этой семьи, страстному коллекционеру, кардиналу Боргезе. Любимым героем скульпторов эпохи возрождения был Давид. Бернини тоже создал своего Давида (1623-1624). В руках скульптора прекрасный и величественный Давид-триумфатор в эпоху Барокко превратился в жестокого воина. Но есть и другие причины, почему стоит обратить внимание. У этого библейского героя лицо автора. И это не единственный автопортрет скульптора, который есть в галерее. Здесь также находится бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). В римском музее находятся еще две известные статуи Бернини – это «Аполлон и Дафна» (1624), одно из наиболее лирических произведений автора, а также «Похищение Прозерпины» (1621-1622). В истории Аполлона и Дафны раскрыта история нимфы, которая отвергла любовь бога. Скульптор сумел запечатлеть последние мгновения жизни нимфы в человеческом облике. Ее волосы, обвившие руки, уже трепещут листьями лавра, и Аполлон в порыве отчаяния пытается обнять ее за прекрасный стан. Многие ранние статуи с виллы Боргезе, например, «Вакханалия» (1616-1617), находящаяся в музее Метрополитен, также сохранили воспоминания о чистоте и ясности линий Ренессанса.

Одно из самых знаменитых произведений мастера, которое и Бернини считал лучшим из всех, которые он создал, является воплощением стиля барокко. Мастер создавал эту скульптуру для церкви Санта Мария в Риме. Тот, кто придет в эту церковь, встретит настоящий чудо-алтарь, который посвящен Святой Терезе (1645-1652). Скульптор изобразил святую в момент мистического озарения. С небес к ней спускается ангел, который со сладострастной улыбкой приближается к ней. У него в руках золотая (пылающая стрела любви Господа). Ангел готовится пронзить ней сердце Марии, которая утопает в облаках и многочисленных складках монашеской одежды. Она охвачена священным трепетом и сладчайшим восторгом, погрузилась в бездну религиозного безумия. Сознание покинуло ее. Уже не одно столетие ведутся споры о том, какая же любовь воспета в «Экстазе Святой Терезы» — земная или небесная?

Бернини украсил своими статуями не только храмы и дворцы. Одним из главных украшений города автор считал фонтаны, которые во множестве разместил по многочисленным площадям Вечного города. Фонтан «Пчел», фонтан «Тритон», Фонтан «Баркачча». И самый знаменитый фонтан «Четырех рек», который расположен на Пьяцца Навона. Здесь статуи Бернини, как пышный и драгоценный букет, обрамляют египетский обелиск. Весь Рим, его площади и улицы – это и есть музей Бернини, и, во многих аспектах, его творение.

Посетителям

  • Международное название: Sculpture Of St. Teresa;
  • Адрес: г. Рим, Largo Santa Susanna, 13;
  • Как добраться: Рядом с церковью располагается остановка общественного транспорта, проехать можно автобусами № 61, 62, 85 и др.;
  • Режим работы: ежедневно, с 07:00 до 19:00;
  • Стоимость билета: вход свободный.

Скульптура установлена в Церкви Санта-Мария-делла-Витториа.

Добавить комментарий