Римский музей Галерея Спада

Римский музей  Галерея Спада

Галерея Спада – небольшой музей в Риме, который абсолютно не обременяет туристов своим посещением ни материально, ни количеством затраченного на экскурсию драгоценного отпускного времени. Вход в музей Галерея Спада стоит пять евро, а осмотр четырех экспозиционных залов не займет слишком много времени. Но это вовсе не означает, что экскурсия во дворец кардинала Бернардино Спада будет не интересной. Наоборот, помимо личных коллекций произведений искусства кардинала Спада и его правнука, в музее есть, по меньшей мере, еще две вещи, которые останутся в памяти после посещения Галереи Спада.

История

В качестве музея Галерея Спада начала свою деятельность в 1927 году. Она была приобретена государством вместе с дворцом кардинала осенью 1926 года, для размещения в стенах дворца Государственного Совета. Но для посещений публики Галерея была доступна недолго, с началом Второй мировой войны она закрылась. Что впрочем, не помешало совершенно загадочным образом исчезнуть из закрытого музея ряду ценных живописных полотен из коллекции Галереи Спада.

В 1951 году Галерея Спада вновь возобновила свою экспозиционную деятельность. Оставшиеся, после потерь в период Второй мировой войны, картины были размещены в четырех залах.

Римский музей Галерея Спада
Римский музей Галерея Спада

Инициатором открытия музея после войны выступил Главный инспектор Галерей Рима, профессор Акила Бертини Калоссо. Немалые усилия по восстановлению экспозиций пришлось приложить и профессору Фредерико Цери, возглавившему в тот период музей. В результате Галерея Спада и по сей день являет собой яркий пример классической старинной галереи живописи, в которой полотна, размещенные на стенах, очень гармонично вписываются в роскошный интерьер и декор залов, удачно сочетаются с мебелью, древней и современной скульптурой.

Галерея Спада размещается в крыле дворца, изначально бывшего собственностью кардинала Джироламо Каподиферро. Дворец был воздвигнут в начале второй половины 16 столетия, на месте древних построек, принадлежавших семейству Каподиферо. Над строительством дворца трудился архитектор Бартоломео Борромини, которому и принадлежит авторство одной из самых главных достопримечательностей музея Галерея Спада – перспективной галереи. Она располагается в левой части дворца, куда можно попасть, пройдя через главный вход и повернув налево. Перспективная галерея, окруженная садом небольших померанцевых деревьев, является творением Борромини, которого в тот период привлекали различные оптические возможности использования перспективы.

Архитектура музея
Архитектура музея

Экспозиции музея

При первом взгляде на галерею она кажется достаточно длинной, не менее 40 метров, а в конце галереи видна огромная крылатая статуя. Но когда посетители проходят под сводами галереи, то с удивлением обнаруживают, что длина ее не так уж и велика – всего 8,82 метра, да и статуя, казавшаяся огромной, на самом деле гораздо меньше среднего человеческого роста. Добиться такого удивительного оптического эффекта Борромини удалось следующим образом: потолок ближе к концу галереи опускается, а пол, наоборот, начинает приподниматься. Пространство коридора галереи, конусообразно сужаясь, создает обманчивый эффект глубины, заставляя поверить в иллюзорность земных форм.

В художественной галерея, расположенной на бельэтаже, представлены произведения искусства, которые большей частью являются личными предпочтениями кардинала Бернардино Спада, щедрого мецената и любителя искусства эпохи барокко. Позже ядро коллекции было дополнено другими членами семьи Спада: Вирджинио, Орацио и Фабрицио. Коллекции музея Галерея Спада, таким образом, в основном состоят из живописных полотен мастеров 16 и 17 столетий. Среди них особым образом можно выделить картины Гвидо Рени, на одном из которых изображен сам кардинал Бернардино Спада; «Портрет музыканта» — одна из ранних работ Тициана; еще один портрет кардинала, выполненный уже Гверчино.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

Здесь же можно увидеть эскиз Джованни Батиста Гаули, более известного под именем Бачичча, который он сделал к собственной фреске, украшающей свод собора дель Джезу. Немало в галерее и работ, так называемых караваджистов – итальянских и французских живописцев, предпочитавших в работе использовать стиль прославленного Караваджо. Есть в коллекции музея Галерея Спада полотна Рубенса, Брейгеля старшего, Джентилески. Хотя основной ценностью музея можно считать даже не первоклассные полотна, а то, что интерьеры дворца сохранились почти в первозданном виде (мебель, античные статуи, классицистические пейзажи), как при семействе Спада.

Среди скульптур, расположенных в галерее, наиболее примечательной является античная статуя Помпея, считающаяся второй достопримечательностью музея Галерея Спада. В средние века статуя была найдена неподалеку от Кампо-де-Фьори, и историческая реликвия стала неожиданно настолько популярной, что за право обладать ею разгорелось нешуточное сражение. Дело в том, что ряд историков высказали предположение, что именно у подножия этой статуи Помпея когда-то был заколот заговорщиками император Юлий Цезарь.

Юлий Цезарь
Юлий Цезарь

Дабы остановить бессмысленное соперничество, римский папа Юлий III приобрел мраморную статую для себя. А впоследствии он передарил скульптуру кардиналу Джироламо Каподиферро, который и установил Помпея во дворце.

Посетителям

  • Международное название: Roman Museum Gallery of the Recession;
  • Адрес: г. Рим, Piazza Capo di Ferro, 13;
  • Как добраться: Добраться до музея можно общественным транспортом, рядом расположены остановки;
  • Телефон: 39 (06) 6832 409;
  • Режим работы: ежедневно, с 08:30 до 19:30;
  • Стоимость билета: взрослый 6 евро, льготный 3,5 евро, дети до 18 лет бесплатно (февраль 2019 г.).
Комментарии1
  1. Елена

    Рим полон истории, древний город и естественно он полон музеев. И каждый представляет собой, что то неповторимое и прекрасное. Так и Галерея Спада имеет своих посетителей и поклонников. Пусть он мал, но и здесь можно многим насладится, вдохнуть запах старины, ощутить гармонию.

Добавить комментарий