Ежегодно в город-государство Ватикан прибывают миллионы туристов, и если одну часть из них интересует религиозная составляющая визита, то другую – бесценные сокровища музеев Ватикана. Художественные и культовые коллекции, которые собирались папами на протяжении веков, в наше время представлены в многочисленных музеях, расположенных в пределах границ Ватикана. Прекрасные античные и ренессансные скульптуры, фрески, мозаики, собрание древних манускриптов и средневековых рукописей, изысканные интерьеры папских дворцов – все это великолепие предстает перед глазами восхищенных посетителей, которых в конце экскурсионного маршрута ожидает встреча с настоящим шедевром эпохи Возрождения – Сикстинской капеллой.
Историческая справка
Основателем ватиканских коллекций, которые со временем оформились в комплекс разных тематических музеев, можно считать папу Юлия II, гуманиста, мецената и истинного ценителя искусств. Небольшая коллекция древностей, собранная этим папой, время от времени демонстрировалась знатным гостям Ватикана. Наверняка, о собирательском азарте папы был наслышан владелец виноградника, расположенного на одном из римских холмов, который в 1506 году наткнулся на своем участке на мраморную статую и решил доставить ее в резиденцию римских понтификов. По рекомендации Микеланджело и Джулиано да Сангалло, которые пришли к выводу, что это известная античная скульптура родосских мастеров – «Лаокоон и его сыновья», папа Юлий II приобрел находку для своей коллекции. Вскоре, скульптура была выставлена во дворе Бельведерского дворца для всеобщего обозрения.
Со временем многие папы следовали примеру Юлия II и дополняли сокровища Ватиканского дворца ценными экспонатами, но в полноценные музейные объекты все эти бесценные коллекции стали превращаться только в 18 веке. При Бенедикте XIV в октябре 1757 был образован музей Christianum, христианский музей, который занимался экспонированием предметов культуры и искусства христиан первых веков нашей эры. В 1770-х годах появились экспозиции музея Пио-Клементино, названного так в честь опекавших его двух пап – Климента XIV Ганганели и Пия VI. В 1854 году папа Пий IX учредил Латеранский музей, античные коллекции которого в конце 20 века стали ядром экспозиций музея Лапидарио Профано. В целом за несколько веков музейный комплекс Ватикана разросся настолько, что насчитывает свыше 50 музеев, капелл, галерей и даже отдельных комнат.
Основные музеи комплекса и их экспозиции
- Григорианский этрусский музей
Музей был основан папой Григорием XVI в феврале 1837 года. Экспозиции расположены в 22 залах и посвящены этрусским артефактам, которые были обнаружены при раскопках на территории Ватикана. Здесь представлены саркофаги и погребальные урны этрусков, части рельефов из некрополей, изделия из терракоты, слоновой кости и стекла. Благодаря тому, что музей расположен во дворце папы Иннокентия VIII, в выставочных залах можно увидеть фрески 16-18 веков.
- Ватиканская пинакотека
Художественная галерея (Пинакотека) была открыта в октябре 1932 года в здании, которое архитектор Лука Белтрами построил по заказу папы Пия XI. Современная коллекция Пинакотеки состоит из 460 картин, которые размещены в 18 залах. Тематика всех полотен – религиозные сюжеты Старого и Нового завета. В коллекции присутствуют работы художников от 12 до 19 века, и среди них представлены такие величайшие живописцы, как Джотто, Фра Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Тициан, да Винчи, Веронезе, Караваджо.
- Григорианский египетский музей
Музей основан в 1839 году папой Григорием XVI на основе более ранней коллекции папы Пия VII. В 9 залах музея представлены предметы искусства египетской цивилизации (III тысячелетие до н.э. – 3 век н.э.), а также находки из древней Месопотамии и Сирии.
- Этнологический миссионерский музей
Начало этому музею было положено в 1925 году, когда папа Пий XI организовал выставку, посвященную культурным и духовным традициям разных народов. В наши дни в экспозициях музея представлено около 80 тысяч предметов, которые весьма разнообразны и по своему историческому возрасту, и по территории происхождения (Африка, Азия, Океания, Австралия и др.). Например, здесь можно увидеть культовые предметы индейцев доколумбовой эпохи, которые были отправлены в дар папе Иннокентию XII в 1692 году.
- Музей Пио-Клементино
Здесь представлена выдающаяся коллекция греческих и римских скульптур, история которой началась с находки Лаокоона в 1506 году. Эту скульптуру, а также другие прославленные статуи (Гермес, Аполлон Бельведерский, Персей и пр.), расположили в нишах внутреннего дворика Бельведерского дворца. Кроме этого, в музее много других скульптурных экспозиций в Зале животных, Галерее статуй, зале Ротонда, Галерее бюстов.
- Станцы Рафаэля
Четыре небольших комнаты, наполненных от пола до потолка росписями юного Рафаэля. Фрески для украшения своих новых апартаментов в Апостольском дворце заказал художнику папа Юлий II в 1508 году. Наряду с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле станцы Рафаэля снискали славу шедевров эпохи Высокого Ренессанса.
- Апартаменты Борджиа
Удивительной красоты помещения, в которых проживал папа Александр VI (Родриго Борджиа) в конце 15 века, расположены на этаж ниже Станц Рафаэля. Шесть залов, каждый из которых носит собственное имя, украшены фресками и сухими росписями Пинтуриккьо и его учениками. В некоторых залах сейчас демонстрируется часть коллекции Галереи современного религиозного искусства.
- Исторический музей
Открыт в 1973 году по инициативе папы Павла VI, сейчас располагается в Апостольском дворце, где занимает два крыла. Главные экспозиции музея посвящены той исторической важности, которую имели папы в разные эпохи. Здесь можно увидеть портреты всех понтификов, картографические материалы, личные вещи, геральдические символы и многое другое. Второе крыло музея занимает довольно интересная выставка, в которой представлены самые разные средства передвижения пап, от паланкинов до украшенных карет и даже вагонов поезда. Здесь же находится коллекция «папомобилей» – автомобилей 20 века, на которых передвигались папы.
- Галерея географических карт
Расположена в Апостольском дворце и примечательна тем, что 40 огромных карт занимают стены галереи на протяжении 120 метров. Идея запечатлеть таким образом владения католической церкви той эпохи и другие регионы страны (Венецию, Геную, Сардинию и пр.) родилась у папы Григория XIII в конце 16 века. Заказ три года выполнял картограф Игнацио Данти, который живописно изобразил не только регионы, но и виды главных городов.
- Сикстинская капелла
Капеллу, перестроенную из старой Капеллы Магна при Апостольском дворце в годы правления папы Сикста IV, не зря часто считают одним из самых значимых объектов в комплексе музеев Ватикана. Сикстинскую капеллу, как правило, посещают в самом конце туристического тура, и после бесконечной анфилады залов и галерей, мраморных скульптур и сусальной позолоты дворцов гениальные фрески Микеланджело оставляют неизгладимое впечатление. Над росписью внутренних помещений Сикстинской капеллы, которая снаружи являет собою довольно скромное и ничем не примечательное строение, работали самые известные творцы эпохи Возрождения: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Рафаэль. Микеланджело Буонарротти расписывал капеллу даже дважды, с перерывом в четверть века, и оба раза ему удалось создать бессмертные творения.
Фрески на потолке часовни Микеланджело рисовал в 1508-12 годах, и все это время ему пришлось работать под самым сводом на специальных подвесных лесах. Центральная фреска потолка капеллы, именуемая «Сотворение Адама», является одним из самых узнаваемых изображений в мире. Второй раз, в 1535-41 годах, художника пригласили расписывать алтарную стену, на которой ради этого уничтожили росписи Перуджино. Масштабная (200 кв. метров) фреска «Страшный суд» стала причиной нападок на художника, которого стали обвинять в безнравственности и непристойности из-за обилия обнаженных тел на фреске. Остается загадкой, как это творение гениального мастера уцелело до наших дней, ведь в отдельные периоды фреску то собирались уничтожить, то нанимали художников, чтобы они «задрапировали» наготу.
В наши дни Сикстинская капелла, как и много лет назад, является местом проведения конклава кардиналов, когда наступает момент избрания нового папы. В остальные дни он принимает посетителей и паломников, которые вновь и вновь благоговейно замирают перед красотой и величием фресок Микеланджело.
Посещение
- Очереди в кассу комплекса музеев Ватикана всегда очень длинные, и в них можно провести времени больше, чем длится сама экскурсия. Чтобы лишить себя сомнительного удовольствия простоять в шумной толпе 2-3 часа, нужно потратить 4€ (дополнительно к цене билета), заранее забронировать билеты онлайн на официальном сайте Ватикана и в указанный день пройти в музеи без очереди.
- Стандартный билет для взрослого – 17€, льготный билет – 8€. Льготами пользуются дети 6-18 лет, студенты до 25 лет (необходимо иметь при себе студенческую карту), паломники. Каждое последнее воскресенье месяца вход в музеи Ватикана бесплатный, но очередь, соответственно, становится в несколько раз больше. К тому же в бесплатный день посетителей внутрь запускают только до 12:30.
- Музеи Ватикана – место, которое требует пристойной одежды. Грудь, плечи и ноги выше колен должны быть прикрыты, даже в очень жаркий день. Также по всему маршруту музеев запрещено курение.
Время работы музея: понедельник-суббота – с 9 до 18; последнее воскресенье каждого месяца – с 9 до 14.
Адрес музея: Viale Vaticano, 00165 Рим
Т: +39 06 69884676
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.