Последние шедевры Ренессанса — Сикстинская капелла

В 1535 году Микеланджело принял предложение Папы Павла III и стал главным архитектором и живописцем Ватикана. Уже через год мастер приступил к созданию фрески, которая впоследствии стала самым последним произведением времен эпохи возрождения, а также предвестником нового стиля в искусстве Рима – барокко.

История

В тот период из великих мастеров эпохи Ренессанса остался только он один. Уже давно не стало его главных коллег и соперников – Рафаэля и Леонардо. Молодые художники обоготворяют его, но это не может развеять ту черную тоску, которая завладела мастером. В то время перестала существовать Флорентийская республика, в недалеком 1527 году войска, руководимые императором Священной римской империи Карлом V, устроили в Вечном городе такой погром, который может сравниться только с нашествием варваров в древности. Погибала великая эпоха гениев-гуманистов, их вера превращалась в ничто. Постепенно формировалась новая идеология, а вместе с ней и новое искусство. Это была та обстановка, в которой Микеланджело начал создавать свое повествование о последней трагедии человечества – это Страшный суд. Это произведение стало квинтэссенцией мизантропии автора, которая уже вошла в поговорку и в старости достигла максимальных допустимых жизнью значений.

Страшный суд был в Средние века очень популярным сюжетом. Но в период Ренессанса был отвергнут любящими жизнь молодыми мастерами. Из великих предшественников и современников Микеланджело никто не создал такого произведения на эту тему, с которым можно было бы соревноваться. И мастер решил соревноваться с самим собой. Это намного более тяжелое единоборство. Фреска должна была украсить Сикстинскую капеллу, на сводах которой двадцать лет назад был создан гимн совершенству человеческого тела и великой силе человеческого духа.

Экспозиции

Если присмотреться к фреске «Страшный суд», то можно увидеть, что тела героев безупречны и полны жизненной силы, но, в то же время, они трепещут, трепещут от страха перед справедливым гневом Божества. В мире не существует силы, чтобы смягчить его. Даже первая заступница человеческого рода, Богоматерь, находится в смятении и ужасе, и, не выдержав такого яростного сияния, отвернула от него свой взгляд.

Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.

Фигура Христа – это центр вселенной, это солнце, вокруг которого обращаются все клубящиеся массы тел. Эта фигура, занимающая огромное пространство фрески, является одной из главных загадок. Даже самые яростные язычники возрождения, которых было немало, никогда не изображали Христа таким образом, не смели нарушить древнего византийского канона. Еще за столетия до рождения Микеланджело неизвестный художник изобразил Христа в виде прекрасного безбородого юноши, который был больше похож на античное божество, чем на христианского святого. И остается спорным вопрос – а знал ли вообще Микеланджело об этих древних изображениях? Но остается неоспоримый факт – ни одно из подобных изображений не имело и доли той яростной силы, которой Микеланджело наделил своего Христа. Он ужасен, но в то же время и прекрасен. Со стен капеллы, которая расположена в самом сердце христианского мира, на нас глядит Христос с лицом бога Аполлона, бога солнца, которое дарит жизнь, но в то же время сжигает ее. Как праведники, так и грешники в трепете перед этим судьей, который не знает жалости в момент, когда рушится весь мир, и в ужасе перед этим вечным его проклятием.

В то время, как тема Страшного суда не очень интересовала художников Ренессанса, жанр автопортрета они очень ценили. К счастью, они не создали ничего подобного тому, что написал Микеланджело. Святой Варфоломей с человеческой кожей в руках, и в складках этой кожи можно рассмотреть лицо самого Микеланджело…

В 1541 году создание фрески было завершено, и она была принята заказчиком. И это несмотря на то, что было изображено множество обнаженных тел. Первый, кто заметил этот «недостаток», был личный церемониймейстер Папы, и, по легенде, его портрет был изображен среди грешников, попавших в ад. Но уже спустя несколько лет эта точка зрения таки победила. По личному приказу Папы Павла IV другой художник, Даниеле да Вольтера, покрыл тела драпировками, за что был назван «художником штанов». Но никакие цензурные правки не смогли испортить все величие этой фрески. И в наше время, как много столетий назад, миллионы людей съезжаются в Рим, чтобы увидеть ее.

Посетителям

  • Международное название: Sistine chapel;
  • Адрес: г. Рим, Viale Vaticano, 00165;
  • Как добраться: Ближайшая станция метро «Ottaviano», также проехать к музею можно на автобусах № 49, 32, 81, трамвае № 19;
  • Телефон: 39 (06) 6988 4676;
  • Режим работы: понедельник-суббота, с 09:00 до 18:00, воскресенье выходной;
  • Где купить билеты: musement.com, tiqets.com;
  • Сайт: www.museivaticani.va;
  • Стоимость билета: взрослый 17 евро, льготный 8 евро.

В музее работает сувенирный магазин.

Полезные ссылки для туристов:
  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Комментарии2
  1. Bella

    Что мне нравится в итальянских живописцах эпохи Ренессанса, так это то, что все их творения неоднозначны и двусмысленны. Практически в каждой картине есть какой то скрытый смысл, но разгадать его дано не всем.

  2. Ellenka

    Сикстинская капелла — здание, поражающие своей красотой и величием!Разве можно не восхищаться гениальным творением рук человеческих! Фреска великолепна!

Добавить комментарий