Британский музей. Украденные шедевры?

Британский музей. Украденные шедевры?

Британский музей – один из самых популярных музеев как Лондона, так и Великобритании в целом. Как и многие музеи Англии, чьи жители известны своей страстью к коллекционированию, Британский музей возник из частной коллекции, которая принадлежала лейб-медику сэру Хансу Слоуну. Собрание Слоуна отличалось удивительным разнообразием: наряду с картинами, рукописями, древними книгами, историческими реликвиями, оно содержало естественнонаучные, этнографические, археологические экспонаты. В 1753 году, когда сэр Ханс Слоун умер, его коллекция перешла по завещанию во власть государства. Специальным актом Британского Парламента был учрежден музей, на создание которого ушло шесть лет. Музей был открыт в 1759 году, пополнившись к этому моменту королевской библиотекой.

История музея

Настоящая жемчужина коллекции Британского музея – это легендарные мраморы Парфенона, известные благодаря английской литературе как мраморы Элджина. Имя свое они получили в честь их владельца – Томаса Брюса, седьмого графа Элджина. Томас Брюс, как и многие английские джентльмены викторианской эпохи, увлекался археологией и коллекционировал антиквариат. В 1802 году граф Элджин вывез из Греции рельефы фриза знаменитейшего храма Афины, воспользовавшись для этого своим высоким служебным положением: в то время этот поклонник античного искусства был послом Англии в Оттоманской империи, частью которой являлась Греция.

Имена творцов фриза и статуй Парфенона – этих поистине прекрасных шедевров мировой культуры – в истории не сохранились. Предполагают, что их создали ученики великого греческого скульптора Фидия, руководившего возведением «современного» Акрополя.

Экспозиции музея

Центральный храм афинского Акрополя – Парфенон – был возведен в честь богини Афины – покровительницы Афин, которая создала этот город и сделала его процветающим. Именно в Парфеноне хранилась городская казна, обеспечивавшая мощь города и богини Афины, которая была стражем Акрополя.

Могущественной дочери Зевса был посвящен главный праздник города – Великие Панафинеи, существующий вот уже больше 2500 лет. На протяжении более чем двух тысячелетий жители Афин идут по мраморной ленте фриза, чтобы поклониться своей покровительнице и принести в ее честь священные жертвы.

Несмотря на то, что их рельефы сильно повреждены, мраморы Парфенона по-настоящему дышат великим чудом мастерства античных скульпторов, вдохнувших жизнь в холодный мрамор. …Прелестные в своей юности всадники грациозно восседают на спинах своих быстрых коней, которые то скачут галопом, то замедляют ход. Величавой поступью ступают облаченные в туники прекрасные девы, несущие кувшины с водой, вином и оливковым маслом для церемонии. Доблестные возницы колесниц состязаются в силе и ловкости. За ними медленно движутся ряды жертвенных животных, за которыми неустанно наблюдают служители храмов…

Греческие мастера издревле мечтали «оживить» героев своих творений и повторить миф о Пигмалионе. Ожидая божественного вмешательства, они раскрашивали мрамор, чтобы придать ему максимальное сходство с оригиналами. После этого мраморы становились похожими на восковые фигурки. Зато современным почитателям античного искусства мраморные изваяния, потерявшие цвет, кажутся воплощенным совершенством.

Музей в наши дни

В настоящее время любителей искусства мучит вопрос о том, где же все-таки будут храниться шедевры, созданные руками афинских мастеров. Греция вот уже много лет пытается вернуть произведения своих мастеров на их историческую родину, утверждая, что они были просто-напросто украдены у народа. Великобритания же явно не спешит расстаться с сокровищами Британского музея, считая, что граф Эрджин спас сокровища Парфенона. Пожалуй, каждая сторона права по-своему.

Лорд Эрджин, конечно, очень своеобразно понял разрешение турецкой стороны вывезти в Англию несколько «кусков мрамора» на память. Протяженность одного лишь фриза Парфенона, без отдельно стоящих изваяний и скульптурных групп, составляет около 150 метров. Во многом правы и руководители Британского музея, где с 1816 года хранятся мраморы Парфенона, выкупленные короной у разорившегося графа Эрджина. К 1800 годам, когда граф Эрджин появился в Афинах в качестве английского посла, Парфенон уже более ста лет стоял в руинах и продолжал разрушаться вследствие взрыва порохового склада, размещенного в храме турками. Ситуация усугублялась тем, что местное население охотно использовало мраморные плиты храмов Акрополя в качестве бесплатных стройматериалов, а турки, в то время бывшие хозяевами Греции, хотели избавиться от античного наследия по религиозным соображениям. Кроме того, небольшая часть скульптур Акрополя была в разные годы вывезена из Афин французами и итальянцами.

Иными словами, вопрос о том, украл ли лорд Эрджин мраморы Парфенона или действительно их спас, можно решать по-разному. Главное, пожалуй, то, что это уникальное сокровище Древней Греции сохранилось до наших времен.

Посетителям

  • Международное название: British museum;
  • Адрес: г. Лондон, Грейт Рассел Стрит WC1B 3DG;
  • Как добраться: Проехать к музею можно общественным транспортом: ближайшие станции метро Холборн, Гуд-стрит, Тоттенхэм Корт Роуд, Площадь Рассела, автобусами №  1, 8, 38, 24, 68 и др;
  • Телефон: 44 (020) 7323 8181;
  • Режим работы: суббота-четверг, с 10:00 до 17:30, пятница с 10:00 до 20:30;
  • Сайт: www.britishmuseum.org;
  • Стоимость билета: вход свободный.

В музее можно арендовать конференц-залы, разрешена фото- и видео-съемка.

Добавить комментарий