Музей «Инзель Хомбройх»

Что ни говори, а власть имущие вольны делать в этом мире много вещей, кажущихся обывателям странными. В 18 столетии российский император Павел I объявил, выстроенный в центре Питера, Михайловский замок загородной резиденцией. А в 20 столетии немецкий бизнесмен Карл Мюллер объявил купленную им усадьбу в городе Нойс островом. Усадьба называлась Хомбройх, поэтому, когда Карл-Генрих надумал открывать в этом живописном месте музей, его не мудрствуя так и назвали – Инзель Хомбройх (Остров Хомбройх).

История создания

Географическим местоположением Инзель Хомбройх является пойма небольшой речки Эрфт, которая как раз в этом месте распадается на несколько рукавов-ручейков. Так что, в некотором смысле Мюллер прав – если смотреть по карте, то становится видно, что старый дом и приусадебный участок вокруг окружают водные преграды. Ну, а то, что с «острова» на материк можно попасть просто перешагнув через ручей или сделав пару шагов по перекинутому бревну, это уже не так существенно…

Хотя сам основатель музея Карл-Генрих Мюллер, защищаясь от скептиков-соседей говорит, что понятие «остров» — это всего лишь метафора, символизирующая о том, что здесь другая, необыденная жизнь. Попав на территорию музея Инзель Хомбройх действительно, кажется, что попал на уединенный остров. Тишина, почти полное отсутствие людей, щебетанье птиц.

Музей "Инзель Хомбройх"
Музей «Инзель Хомбройх»

По серому щебню дорожки идешь через луг, благоухающий травами и полевыми цветами, по сторонам видны заболоченные ручейки, кустарники и группы деревьев. Кое-где можно встретить уток и лебедей на маленьких озерцах. Кто-то скажет – обычный деревенский пейзаж! А вот и нет… Необычный. Дело в том, что вся эта красота не дикая природа, а сценически выстроенный пейзаж, творение рук талантливого художника. Это могут подтвердить и жители окрестностей, всего 25 лет назад Инзель Хомбройх был не каким не островом, а заброшенной сельскохозяйственной пустошью. Только кое-где вокруг старой усадьбы росли деревья. А все то, что является сегодня глазам посетителей, выполнено искусным ландшафтным архитектором Бернхардом Корте. Даже маленькие озера, столь живописные по весне, когда их покрывают розовые лепестки цветущих деревьев, оказывается тоже специально выкопанные пруды.

Розовые лепестки цветущих деревьев
Розовые лепестки цветущих деревьев

Мюллер приобрел заброшенный земельный участок в 1982 году, а музей Инзель Хомбройх принял посетителей в 1987 году. Целых пять лет музей, можно сказать, выращивали на корню.

Талант Бернхарда Корте проявился не только в умении создавать вполне естественные живописные виды, но и в том, чтобы создать впоследствии из этих видов настоящие экспозиционные интерьеры. Из-за того, что в парке отсутствуют виды вдаль и посетители переходят из одного замкнутого пространства в другое, возникает удивительное ощущение изолированности от внешнего мира. Хотя сам музей не является малопосещаемым, ежегодно здесь бывают около 70 тысяч посетителей.

Музейное пространство

Музейное пространство состоит из 12 павильонов, но то как они расположены – это тоже своеобразная часть продуманного сценария Корте. Павильонов вроде бы много, а одновременно посетителю удается видеть только один. За каким поворотом дорожки скрывается следующий, можно понять только лишь когда непосредственно выйдешь за этот поворот. Для постройки большей части павильонов использовали темный голландский кирпич, а самое интересное, что кирпич был не новый, а из разобранных старинных построек, отживших свой век. Поэтому стены павильонов отличает сложная игра цвета и фактура, и, кажется, что многие из них несут на себе отпечаток истории. А вот формы павильонов архитектор пытался создать максимально простыми и лаконичными, не отвлекающими от живописного окружения. Поэтому здания в большинстве своем выполнены из состыкованных кубов, параллелепипедов, цилиндров с плоскими крышами из стекла и огромными окнами.

Павильон музея
Павильон музея

Большинство павильонов Карл-Генрих Мюллер использует по своему прямому назначению, то есть экспонирует в них произведения искусства. Есть два очень оригинальных павильона – Башня и Павильон Граубнера, которые своими пустыми стенами позволяют зрителям, попавшим внутрь сосредоточить внимание на живописных картинах парка, обрамленными, словно картины, дверными проемами павильонов.

Павильон Граубнера
Павильон Граубнера

Коллекция музея

Что же касается коллекции, то начало ей господином Мюллером было положено еще в конце 1960-х. По тематике она весьма разнородная, зато является ярким отображением вкуса владельца. В коллекции можно увидеть и древнюю восточную скульптуру, и африканские маски, конструктивистскую мебель и произведения дадаистов, рисунки Климта и скульптуры Бранкузи, акварели Сезанна и геометрическую абстракцию второй половины 20 столетия.

Музейные экспонаты
Музейные экспонаты

Неизменный консультант по современному искусству, помогающий Мюллеру пополнять коллекции, это друг Мюллера, художник абстракционист из Дюссельдорфа, Готард Граубнер (тот, в честь которого назван один из павильонов).

Оригинальность основателя музея проявилась и в устройстве экспозиции – ослепительно белые интерьеры павильонов вмещают в себя все подряд, без какой-либо хронологии или тематики. Рисунки Матисса рядом с офортами Рембрандта, полотна Френсиса Пикабиа по соседству с индийской скульптурой, объекты Ива Кляйна в одном павильоне с китайской керамикой.

Экспонат музея
Экспонат музея

А если кому-то вздумается поискать хоть какую-нибудь пояснительную этикетку, типа кто есть кто, то можно сразу сказать, что это пустая затея. Хотя это сделано вовсе не для того, чтобы посетители разгадывали ребусы, а потому что Мюллер пытается донести свои гедонические теории до зрителя. Ведь если произведение прекрасно, разве так уж важно кто его автор?

Посетителям

  • Международное название: Inzel Hombroich Museum;
  • Адрес: г. Нойс, Insel Hombroich Minkel 2, 41472;
  • Как добраться: Добраться можно на автобусах и личном автомобиле;
  • Телефон: 49 (2182) 887 40 00;
  • Режим работы: ежедневно, с 10:00 до 19:00 (летний период), с 10:00 до 17:00 (зимний период);
  • Сайт: www.inselhombroich.de;
  • Стоимость билета: взрослый 15 евро, льготный 7,5 евро.

В музее работает гостевой дом.

Комментарии3
  1. Lana87

    На мой взгляд этот музей просто очаровательный! Такую красоту стоит посмотреть и не раз! Природа конечно там божественная!

  2. Арман

    Думаю,что это чудесный музей,где можно увидеть прекрасное сочетание искусства и природы.Советую всем побывать там(хоть раз).

  3. SK-ON

    По мне так( ну это правда лично моё мнение) это самый красивый музей. Тут не только красивые экспонаты встречаются, а также сам стиль музея очень привлекательный. Этот музей окружён красивейшим садом и прекрасными деревьями, что очень сильно подчёркивает его красоту. По мне так лучше музея не где больше не встретить.

Добавить комментарий