Образ совершенного музея. Старая Пинакотека (Alte Pinakothek)

Образ совершенного музея. Старая Пинакотека (Alte Pinakothek)

Пинакотекой именовалось в Древней Греции помещение, где хранили картины. Выражаясь проще – картинная галерея. В те давние времена самая большая известность была у живописных собраний Пергама и Афин. Известные на сегодняшний день две Пинакотеки, Старая, которая, соответственно, появилось первой, и Новая, которая находится в Мюнхене – столице Баварии. Следуя традициям Античности, эти музей в своих залах экспонируют исключительно произведения живописи.

Старая Пинакотека многие годы представляет собой идеальный образцовый музей. Тщательным образом подобранное собрание позволяет зрителю дать свою оценку особенностям основных художественных стилей старой Европы и сполна насладиться живописью мастеров. Здание Пинакотеки, аналогичное итальянским паллацо в эпоху Возрождения, создано Лео фон Кленце – архитектором, автором, спроектировавшим Новый Эрмитаж в 1839 г. Великолепная коллекция произведений искусства органично экспонирована в этом идеальном образцовом помещении.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

Впервые в мире, именно в этом музее был применён метод экспонирования произведений искусства, в котором все творения мастеров разделялись на школы и периоды. Данный метод затем стал традиционным методом экспонирования, применяемый и в наше время. Музей превратился в наглядный образец истории мирового искусства. В настоящее время в залах Старой Пинакотеки Мюнхена можно насладиться произведениями художников, которые создавали свои труды со времён Средних веков вплоть до середины XVIII века.

Основу собрания произведений искусства в музее Мюнхена составила коллекция, рождённая в 1528 г. Она была собственностью Вильгельма IV Виттельсбаха – герцога Баварии.

Изначально в состав коллекции входили картины, посвящённые женщинам и мужчинам, которые совершили великие деяния и подвиги в древние времена. Большая часть работ – заказ правителя Баварии, и они были выполнены немецкими художниками, его современниками. Таким образом, коллекция пополнилась одним из самых завораживающих произведений немецкого мастера живописи Альбрехта Альтдорфера (1480?-1538) – «Битва Александра при Иссе». Альтдорфер был мастером Дунайской школы, благодаря которой в искусстве появился жанр пейзажа.

Битва между войсками персидского царя Дария и македонскими воинами Александра Великого, превратилось в сражение последнего дня (существуют различные мнения, в которых изображённый момент называется первым днём) мира, во время которого на небесах встретились ночь и день. Солнце и месяц зрят на сражение, раздвинувшее границы цивилизации.

Приобретая картины, приемники герцога Баварии, руководствовались в основном эстетическим содержанием творения, чем идеологическим.
Для будущего музея заложили фундамент в то время, когда коллекции картин баварских правителей сравнялось ровно три века – 7 апреля 1826 г. Эта дата была датой рождения Рафаэля Санти и её выбрали не случайно. Музей был основан по монаршему приказу правителя Людвига I, который боготворил Рафаэля. На сегодняшний день в залах музея Мюнхена можно лицезреть лишь два произведения талантливого итальянца – «Мадонна Каниджани» (1507) и «Мадонна Темпи» (1507). Оценка мастерства исполнения «Мадонны Каниджани» была выражена его современниками настолько высоко, что в биографии Рафаэля, вышедшей из под пера Вазари, можно найти такие слова: «…каждый оттенок цвета в головах, руках, ногах этих фигур кажется скорее мазком, состоящим из живой плоти, чем краской.»

Шедевры коллекции по большей части приобретал Людвиг Баварский. Благодаря ему и возникло это собрание живописи эпохи Ренессанса, которое и по сей день является лучшим не только в Италии, но и во всём мире. В собрании живописи есть картины мастеров Тициана, Боттичелли, Джотто …
Но бриллиант итальянской экспозиции – картина «Мадонна с гвоздикой», которая была приобретена у неизвестного торговца в качестве работы неизвестного мастера.

Многим позже творение опознали как произведение, принадлежащее кисти юного Леонардо да Винчи – одного из самых модных художников эпохи Ренессанса в наши дни. Вполне возможно, что это его произведение было единственным на германской территории.
Работы немецких мастеров представлены в собрании в большей части. Ценнейшими экспонатами коллекции считаются произведения Альбрехта Дюрера, такие как «Четыре апостола» и его автопортрет.

Большинство зрителей приходят в восторг от внутреннего содержания фрагмента «Страшного суда» (1480), принадлежащего кисти Иеронима Босха – живописца из Нидерланд, так называемого «профессора кошмаров». В темноте узкого фриза деловито копошатся странные монстры, мучающие вопящих грешников. Чудные уродливые фигуры, воплотившие сокрытые под семью замками тайные человеческие страхи, исторглись из воображения художника в реальный мир.

Даже если творчество всех художников перечисленных выше не затрагивает струны вашей души, в Старой Пинакотеке стоит побывать, чтобы самому понять, как представляли себе люди XIX столетия образ совершенного музея.

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Комментарии1
  1. Ellenka

    Создание совершенного музея — великолепная идея! Шедевры, которые можно увидеть в этом музее не оставят никого равнодушным! Особенно — фрагменты картины Иеронима Босха!

Добавить комментарий