Музей изящных искусств Лилля

Музей изящных искусств Лилля

В ходе Великой французской революции во Франции появилось очень много музейных учреждений, создание которых явилось необходимой мерой по сохранению культурного наследия страны. Поскольку на первоначальном этапе революционных действий имело место быть распродажа и даже уничтожение ряда памятников и произведений искусства, то в дальнейшем революционное правительство решило возложить заботу о ценных произведениях на музеи. Одним из таких музеев был и Музей изящных искусств Лилля.

История музея

История музея началась в 1792 году, что позволяет ему становиться в один ряд со старейшими и значительнейшими музеями Франции. Инициатива создания музея в городе Лилле принадлежала самому известному в тот период городскому живописцу, местному уроженцу Луи Ватто. Он преподавал в бесплатной школе изобразительное искусство и был членом Академии живописи и скульптуры города Лилля. 17 февраля 1792 года Ватто обратился к городскому правлению с предложением открыть музей, чтобы горожане могли приобщаться к прекрасному и тем самым просвещаться. А картины Ватто предлагал конфисковать из имущества нескольких церквей.

Городские власти отнеслись к предложению одобрительно, но содействие оказывать не спешили. Поэтому художник разместил около 30 картин, взятых из различных церквей и монастырей, прямо в большом зале Академии. Обычно в этом зале выставлялись работы живописцев-претендентов на звание члена Академии. В 1797 году Луи Ватто умер, к этому времени коллекция возросла почти вдвое, и заботы о сохранности произведений искусства взял на себя Франсуа Ватто – его сын и также как отец — художник.

Музей изящных искусств Лилля
Музей изящных искусств Лилля

В 1801 году Наполеоном Бонапартом была начата кампания по приближению культуры к народу, и в ходе этих действий было принято постановление, предписывающее центральному парижскому Музею искусств распределить так называемый «революционный конфискат» (часть коллекций Лувра, Версаля, парижских соборов и церквей, а также частное имущество дворянства) среди 15 городами страны. Для этого каждому городу надлежало оборудовать на собственные средства подобающее здание для хранения коллекций. В Лилле для перепавших городу произведений искусства подготовили бывшую часовню монастыря Реколле, которую перестроили под нужды музея.

Весной 1803 года Музей изящных искусств Лилля начал свою деятельность, правда официально для посещений он был открыт только в августе 1809 года. От государства музею достались 46 картин французских, фламандских, голландских и итальянских мастеров, различных школ и периодов. Среди них следует выделить Рубенса «Экстаз святой Магдалины», Тинторетто «Портрет венецианского сенатора», Филиппа де Шампеня «Рождество», картину из Версаля «Аллегория», написанную Пьером Миньяром.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

В 1824 году лилльское Общество наук, земледелия и искусства способствовало открытию в Музее изящных искусств отдела археологии и нумизматики. Экспозиция этого, очень быстро пополняющегося, отдела состояла из коллекций средневековой скульптуры, предметов искусства, керамических изделий, собраний монет и медалей. В 1834 году в музейные фонды поступило собрание рисунков, которое завещал музею художник Жан-Батист Викар. Этот известный живописец большую часть своей творческой жизни провел в Италии, скончался в Риме, но всю жизнь хранил теплые воспоминания о родном городе – Лилле. Викаром была составлена богатейшая коллекция итальянских рисунков, в которой было 800 работ живописцев 15-18 столетий, среди которых наиболее ценными экспонатами являются рисунки Рафаэля. Кроме рисунков от Викара в дар музею был также передан великолепный барельеф, выполненный Донателло.

После нескольких лет расположения экспозиций в бывшей часовне, музей переехал на верхний этаж здания городской Ратуши. Но быстро растущие фонды требовали все больше и больше пространства. Поэтому в 1885 году приступили к строительству нового здания для музея, архитекторами специального здания были парижские зодчие – Э.Берар и Ф.Дельма. К 1892 году напротив префектуры города Лилля возвышалось величественное здание в стиле Прекрасной эпохи.

Здание музея
Здание музея

Вскоре состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств Лилля. Новым зданием музея горожане не переставали восхищаться, и это даже учитывая, что финансирование начального проекта дворца было сокращено вполовину.

Реставрация музея

Конечно, годы существования не прошли для музея бесследно и к концу 20 столетия здание дворца несколько обветшало, поэтому с 1991 по 1997 годы Музей изящных искусств Лилля был подвергнут модификации, реставрации и восстановлению. В ходе работ здание было не просто отреставрировано, а слегка приближено к веяниям современного времени, чтобы стать ближе новым поколениям посетителей. Для этого архитекторы Жан-Марк Ибо и Мирто Витар открыли музей с двух сторон, убрав во внутреннем дворике южную стену.

Музеи с птичьего полета
Музеи с птичьего полета

Напротив музея возвели высокое стеклянное здание, в котором многократное отражение музея словно создает эффект неразрывной связи прошлого и будущего. Подобные нововведения помимо всего прочего позволили увеличить площадь музея на 5 тысяч квадратных метров, что всегда является огромным плюсом для любого музея.

Посетителям

  • Международное название: Lille Museum of fine arts;
  • Адрес: г. Лилль, Rue de Valmy, 18;
  • Как добраться: Ближайшая к музею станция метро «Репюблик-Бо-Ар»;
  • Телефон: 33 (03) 2006 7800;
  • Режим работы: понедельник с 14:00 до 18:00, вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00;
  • Сайт: www.pba-lille.fr;
  • Стоимость билета: взрослый 7 евро, льготный 4 евро, дети до 7 лет бесплатно.

В музее работает кафе.

Комментарии1
  1. Ellenka

    В музее есть на что посмотреть! Особый интерес для посетителей представляет отдел нумизматики и археологии.

Добавить комментарий