Государственный музей современного искусства, один из самых известных культурных объектов Парижа, расположен в здании, внешний вид которого как нельзя лучше соответствует авангардному духу экспонатов этого музея. Но не только оригинальный и необычный вид здания Центра Жоржа Помпиду привлекает в музей миллионы туристов, но и самое крупное в Европе собрание шедевров современного и новейшего искусства, которое музей накопил за долгие годы своего существования.
История создания
Предшественником Музея современного искусства можно считать Люксембургский музей, который был создан в 1818 году в крыле одноименного дворца по приказу короля Людовика XVIII. Это был один из первых европейских музеев искусства, который принимал в свои экспозиции прижизненные творения художников-современников. Спустя 10 лет после смерти художника, если его картины за это время обретали ценность для мировой культуры, полотна из коллекции Люксембургского музея передавались на экспозицию в более престижный и известный Лувр. Таким образом, за многие годы в фондах Люксембургского музея накопилось немало произведений современного искусства, которые требовали более просторных выставочных залов. В 1937 году музей получил новый статус и стал именоваться Государственным музеем современного искусства, для которого стали подготавливать новые помещения в Токийском дворце.
Здание Токийского дворца, названного по наименованию улицы Токио-авеню, было построено специально к Всемирной выставке искусств и технологий, проходившей в Париже в 1937 году. На время выставки Токийский дворец был местом размещения различных культурных проектов и творческих мастерских, часто принимал иностранные делегации и представителей мира искусства. Поэтому открытие экспозиции музея современного искусства в этом здании запланировали на 1939 год, но этому помешала начавшаяся Вторая мировая война. Открытие музея, которое считается датой его официального основания, произошло 9 июня 1947 года. В этот период произошла интеграция коллекций Государственного музея современного искусства с коллекциями галереи Же де Пом, в которую много лет назад была передана часть экспонатов бывшего Люксембургского музея. Благодаря объединению коллекций в музее современного искусства появилось богатое собрание иностранных школ живописи.
Первым директором Государственного музея современного искусства назначили Жана Кассу, писателя и искусствоведа, который сделал огромный вклад в дело расширения коллекций музея. Его близкая дружба со многими известными людьми и их семьями позволила музею пополнять свои экспозиции шедеврами таких признанных мастеров, как Пабло Пикассо или Жорж Брак. Новая фаза расширения коллекций началась в 1977 году, когда Государственный музей современного искусства перебрался в новое здание – Центр Жоржа Помпиду. С этого момента музей активно приобретает и получает от дарителей произведения не только современного, но и новейшего искусства всех стран мира. Начиная с 2010 года, музей современного искусства нередко обустраивает полупостоянные и временные выставки в филиалах центра Помпиду в Меце и Малаге.
Архитектура
Центр Помпиду носит претенциозное официальное название – Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, но сами французы дали зданию шутливое прозвище – Помпизавр. Здание выстроено в стиле хай-тек и действительно имеет очень непривычный (даже для современной архитектуры) облик, поэтому несложно представить, какое удивление и недоумение вызвало у горожан открытие центра в 1977 году. Впрочем, монструозное строение из стекла и металла, опоясанное по фасаду разноцветными трубами коммуникаций, возникло по соседству со старинными кварталами Парижа не по случайности, а по решению президента Франции. В 1969 году Жорж Помпиду, державший курс на модернизацию страны, решает, что на месте пустыря в квартале Бобур необходимо построить многоцелевой центр культуры, в стенах которого можно было бы поместить новую общественную библиотеку, коллекции музея современного искусства, центр современной музыки и другие культурные проекты.
Вскоре был объявлен конкурс на лучший проект здания Центра искусства и культуры, в котором приняли участие около 700 архитекторов из разных стран мира. Наиболее успешным жюри признало проект, который представила группа архитекторов: Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франчини. В конце января 1977 года состоялось торжественное открытие центра, на котором присутствовал уже новый президент – Валери Жискар д’Эстен, а с февраля этого же года Центр Помпиду стал доступен для публичных посещений. Оригинальность архитектурного облика здания состояла в том, что все коммуникации (водопроводные трубы, электропроводка, металлические арматуры, лифты, вентиляционные каналы и прочее) были выведены на фасад, чтобы максимально освободить внутреннее пространство и увеличить полезные площади здания.
Поначалу внешний вид Центра Помпиду вызвал бурю негодования и даже спровоцировал пикеты с требованием снести эту «авангардную бородавку на теле Парижа», но со временем яркое и необычное здание превратилось в одну из популярнейших достопримечательностей города. Цветные наружные трубы стали изюминкой здания, привлекающей к Центру Помпиду туристов со всего мира, а открытый эскалатор стал настолько популярным у посетителей, что Центру пришлось ввести плату за проезд на нем. Он красным зигзагом проходит по одной из стен здания и позволяет взглянуть на Париж с высоты около 40 метров. Если исключить необычный фасад здания, то в остальном Центр Помпиду является вполне обычным современным строением, хотя и очень больших размеров. Для создания здания в форме параллелепипеда со сторонами 60 и 166 метров пришлось использовать около 15 тысяч тонн стальных конструкций, 50 тыс. куб. метров железобетона, 11 тыс. кв. метров стекла и 7 тыс. кв. метров непрозрачного пластика для фасадов.
Экспозиции
Коллекцию музея составляют свыше 100 тысяч произведений искусства, созданные несколькими тысячами художников, дизайнеров, скульпторов, фотографов, архитекторов из 90 стран. По понятным причинам в экспозициях музея находится лишь часть коллекции, чтобы в сменяющихся выставках можно было показать публике все разнообразие современного искусства. Экспонаты (около 60 тысяч) занимают 40 выставочных залов и расположены на двух этажах Центра Помпиду и в отдельно стоящем здании Мастерской Бранкузи. На 5 этаже центра представлены произведения искусства, созданные с 1905 по 1960 год в различных манерах, зародившихся в первой половине 20 века: кубизм, фовизм, сюрреализм, дадаизм, абстракционизм, экспрессионизм и прочее. Здесь можно увидеть работы Шагала и Модильяни, Малевича и Пикассо, Кандинского и Делоне, Миро, Дали и многих других прославленных художников.
Для работ, созданных с 1960 года по наши дни, отведен 4 этаж Центра Жоржа Помпиду. Здесь можно увидеть самые смелые эксперименты современного искусства, самые новые веяния в скульптуре, архитектуре, дизайне. В экспозициях представлены работы основоположника стиля поп-арт Энди Уорхола, инсталляции Дэна Флавина, концептуальное искусство Брехта и Бурена, скульптуры Аниша Капура и Иакова Агама, работы графика и скульптора Виктора Вазарели и многое другое. Периодически музей современного искусства устраивает временные выставки на 6 этаже центра, которые посвящены новым работам в сфере искусства или отдельно взятому творцу. Еще одна экспозиция музея располагается в Мастерской Бранкузи – павильоне, который был построен рядом с Центром Помпиду в 1997 году. Здесь из личных вещей, скульптур и инструментов воссоздана студия известного румынского скульптора Константина Бранкузи.
Посещение музея. Что нужно знать:
- Бесплатно посетить музейные выставки, обзорную площадку и детский музей можно в первое воскресенье любого месяца. В этот день в 16:00 у информационной стойки собирается группа для бесплатной экскурсии с лектором.
- Полная цена билета – 14 €, льготная – 11 €. Льготами пользуются молодые люди до 25 лет; для детей и молодежи до 18 лет вход бесплатный.
- На 6 этаже Центра Помпиду есть обзорная площадка, которую можно посетить за 5 €, но билет на площадку не дает доступа к музею и выставкам.
- По залам музея в определенные дни организовываются экскурсии с гидом на французском языке – в 14:00 и 15:00 (суббота, воскресенье), в 19:00 (среда, четверг). Стоимость экскурсии – 4,50 €.
Время работы музея: понедельник, среда-воскресенье – с 11 до 21; вторник – выходной.
Адрес музея: Place Georges-Pompidou, 75004 Париж
Веб-сайт: centrepompidou.fr
Т: +33 (0) 1 44 78 12 33
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.