Для того, чтобы увидеть лучшие работы Теодора Жерико, французского живописца и графика, яркого представителя течения романтизма, необходимо побывать либо в Париже, либо в Руане. В Лувре находятся семь самых известных картин художника, приобретенные после революции 1848 года. Зато, родной город Жерико, Руан может соперничать с Лувром по количеству полотен, Музей изящных искусств в Руане обладает самым полным собранием работ художника, отличающихся эмоциональностью образов и динамичностью композиции.
История музея
Историю своего существования музей ведет с 1789 года, когда в результате падения монархии, практически все художественные и исторические ценности были национализированы. Огромное количество произведений искусств, изъятых из королевских собраний и конфискованных у представителей класса аристократии, отправлялись в специально созданные хранилища. Декрет 1790 года, предписывал создание специальной комиссии, в обязанности которой входило составление описи национализированных сокровищ и распределение их по музеям и галереям.
Неудивительно, что наиболее ценные произведения были направлены в столицу и достались Лувру, которые, правда, в те годы носил название Центрального художественного музея. Остальные картины были распределены по провинциальным музеям. Инициатива создания музея в Руане принадлежала двум творческим личностям – мастеру исторической живописи Лемонье и известному графику Ле Карпентье. В результате усилий этих художников, аббатство Сен-Овен в Руане стало обладателем лучших полотен, собранных со всего департамента.
В 1794 году ситуация во Франции изменилась в сторону реставрации монархии, после чего в Руан стали приходить письменные распоряжения о возврате произведений искусства бывшим хозяевам. Но немалая часть ценных картин все-таки осталась в Руане, так как местные власти не могли возвратить произведения искусства по причине отсутствия бывших владельцев. Дело в том, что в суровые годы революционных потрясений многие из них бежали за границу, а то и вовсе были казнены. К 1799 году, оставшиеся в распоряжении Руана художественные ценности были собраны в здании, которое раньше принадлежало иезуитскому ордену.
С периодом походов Наполеона во французских музеях начался период, названный «вторичным накоплением» художественных произведений. Из разных стран, которые были оккупированы наполеоновскими войсками, во Францию хлынул поток скульптур и картин. Опять-таки лучшей и большей частью этих сокровищ завладел Лувр, но для провинциальных музеев также кое-что осталось. Исследователи утверждают, что только за короткий период 1798-99 годов музеи страны обогатились более тысячей картин известнейших живописцев.

В результате этих накоплений, государственным приказом от сентября 1801 года, в самых крупных городах империи санкционировалось создание пятнадцати музеев. Руан также входил в число этих городов, таким образом, городское собрание картин получило статус государственного музейного учреждения. Организация деятельности музея легла на плечи Лемонье, проживавшего в тот период в Париже и считавшегося официальным представителем руанского музея. Усилия Лемонье привели к тому, что в 1806 году в Руан из запасников Лувра было отправлено 38 картин, составивших вместе с уже имеющимися полотнами основу собрания музея. Для посещений музей изящных искусств в Руане открылся в июле 1809 года. Вскоре, после свержения Наполеона, ряд произведений искусств, свезенных в страну со всей Европы, надлежало вернуть бывшим владельцам – история сделала свой очередной виток!
Фонд музея
Музей изящных искусств в Руане пострадал в этом отношении меньше всего, из его фондов изъяли только три картины, но эту не слишком заметную потерю тут же компенсировали дары частных коллекционеров. В течение 19 столетия музейные фонды неуклонно расширялись, например, в 1862 и в 1872 годах специальная комиссия вновь отобрала из запасников Лувра полотна для отправки в Руан. Коллекция стала настолько обширна, что экспозиции устраивались не только в общественных зданиях, а даже и в крупных магазинах Руана. Тогда в 1876 году было принято решение о возведении нового здания для музея, строительство которого продолжалось 12 лет.
В 1888 году жители Руана впервые посетили новый музей изящных искусств, обустроенный самым лучшим образом для размещения обширных коллекций. Надо отметить, что экспозиция музея способна доставить эстетическое удовольствие и современным посетителям. Музей изящных искусств недаром является предметом гордости жителей Руана, ведь в экспозиции представлены полотна, охватывающие период от начала 15 столетия до современных произведений. Жемчужинами собрания считаются великолепные произведения художников-импрессионистов, наиболее популярна среди которых работа Клода Моне, изображающая знаменитый вид кафедрального собора в Руане.
Обширная коллекция руанского художника Теодора Жерико также достойна восхищения. В собрания музея входит и коллекция, принадлежащая когда-то Габриелю Лемонье, который был не только талантливым художником, но и коллекционером. После его смерти, все его собрание, а также ряд его собственных работ перешли в собственность Музея изящных искусств в Руане.
Посетителям
- Международное название: Museum of fine arts in Rouen;
- Адрес: г. Руан, Place Restout, 1;
- Как добраться: Добраться до музея можно на метро, ближайшая станция «Пале-де-Жюстис»;
- Телефон: 33 (02) 3571 2840;
- Режим работы: среда-понедельник, с 10:00 до 18:00, вторник выходной;
- Сайт: mbarouen.fr;
- Стоимость билета: вход бесплатный.
В музее проводятся конференции, работают художественные мастерские.
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Какие изумительные картины в этом музее! Эмоциональность образов и динамичность композиции.