Музей замка Буа-Прео

Музей замка Буа-Прео

Музей замка Буа-Прео несмотря на богатый исторический багаж этого старинного здания для посещений широкой публики открылся только в 1958 году. В музее представлена коллекция экспонатов, иллюстрирующих последние годы жизни императора Наполеона, сосланного на остров Святой Елены, а также многочисленные изображения Наполеона, выполненные художниками и скульпторами.
Участок земли Буа-Прео принадлежал богатому аббатству Сен-Дени и был выкуплен в 1696 году Фредериком Леонардо вместе с сыном, которые имели очень престижную в те времена профессию книгопечатников, обслуживая на собственной типографии самого короля. Обширный участок земли площадью 70 гектар вскоре украсило большое здание, окруженное со всех сторон пышными садами.
В середине 18 столетия владельцем замка являлся Жан Гарнье, который облагородил парк античными скульптурами. Позже замок Буа-Прео приобрел банкир Луи Жюльен, который по наследству передал его своей дочери Анне Мари Жюльен. Вот именно ей и начал делать щедрые предложения Наполеон, пожелавший купить Буа-Прео, так как тот располагался по соседству с замком Мальмезон, принадлежавшем Жозефине. Однако, Анна Жюльен отказывалась продавать замок, и лишь после ее смерти в 1810 году, Жозефине наконец удалось заполучить Буа-Прео в свою безраздельную собственность.

Музей замка Буа-Прео

Жена императора с энтузиазмом взялась за переделку поместья и первым делом снесла ограду, разделявшую замки Мальмезон и Буа-Прео. В Буа-Прео Жозефина разместила своих многочисленных придворных, а также личного лекаря и управляющего-интенданта. Сюда же были перенесены документальные архивы Бонапарта, под размещение которых выделили отдельный зал. Планировала Жозефина переделать и буйную растительность садов Буа-Прео и уже наняла для этих целей Луи-Мартина Бетрхольта, но внезапная смерть не дала воплотить ей все задуманное в жизнь. Замок Буа-Прео перешел в собственность сыну Жозефины – принцу Евгению, а после его смерти супруга продала замок в 1828 году крупному парижскому торговцу.
В 1853 году в замке Буа-Прео появляется новый владелец, принесший с собою новые золотые дни существования замка. Известный меценат Эдуард Родригес-Энрикес, был очень дружен с парижской богемой и собирал под крышей замка таких знаменитостей того времени, как Жорж Бизе, Фроменталь Галеви, Александр Дюма и Жорж Санд. Родригес-Энрикес заказывает архитектору Альфреду Фейдо реконструкцию самой большой части замка – центрального корпуса, к работам над которым архитектор и приступил в 1854 году. Через двадцать лет наследники Родригеса-Энрикеса продали замок Буа-Прео, который еще несколько раз менял своих владельцев пока в 1920 году его не выкупил Эдвард Так со своей супруго Джулией Стил. А в 1926 году супруги решают передать замок вместе с его парковой частью площадью 70 гектар в дар Национальному музею, для того чтобы стало возможным присоединение замка Буа-Прео к музею Мальмезон.
Однако, находившийся в полуразрушенном состоянии, Буа-Прео в течение 30 с лишним лет был закрыт для посещений. После окончания реставрационных работ он открылся в качестве музея в 1958 году. Экспозиция Музея замка Буа-Прео размещается на двух этажах и каждая из них посвящена отдельной тематике. Для осмотра в замке открыты 12 залов. Основная часть коллекций музея состоит из предметов, привезенных с острова Святой Елены, часть коллекций императорской семьи были переданы государству в 1979 году наследниками Наполеона, а в шкафах музейной библиотеки содержатся уникальные экземпляры книг, которые в 1958 году передала в дар музею принцесса Мария Бонапарт.
В музейной экспозиции можно увидеть шахматные фигуры, выполненные из слоновой кости, которыми император Наполеон часто играл в шахматы, чтобы скоротать вечера, проведенные в Лонгвуде. Этот шахматный набор был привезен из Китая в подарок императору от лорда Элфинстоноа в качестве благодарности за проявленную Бонапартом заботу к брату лорда, получившему серьезное ранение в период Бельгийской кампании в 1815 году.

Музей замка Буа-Прео

Располагает Музей замка Буа-Прео и достаточно символическим экспонатом – шляпой-треуголкой, изготовленной для Бонапарта в 1814-15 годах из фетра и шелка. Всем известен факт, что всю свою жизнь наполеон питал слабость только к одной модели головного убора – к треуголке. При этом шляпы были выполнены исключительно из черного фетра, без каких либо украшений и изысков, исключение делалось лишь для трехцветной кокарды, которая крепилась к шляпе шелковой петлицей. Каждая из таких треуголок обходилась 60 франков, а за весь период своего правления императору удалось сносить около 170 шляп. В ссылке на острове Святой Елены при императоре Наполеоне было четыре подобных головных убора, в одном он был похоронен, вторую забрала принцесса Каролина, две оставшиеся распределили между собой граф де Монтолон и камердинер императора Маршан.

Музей замка Буа-Прео

Также интересной историей обладает еще один экспонат коллекции музея – посмертная гипсовая маска Бонапарта, сделанная врачом императора Франческо Антоммарачи. Этот корсиканский врач с помощью жены маршала Бертрана смог украсть лицевую часть посмертной маски. Восстановив недостающие части, предприимчивый Антоммарачи изготовил множество удачных копий, а затем продавал любому желающему маски императора, выполненные как в гипсе, так и в бронзе. Ему удалось продать 5 бронзовых и 25 гипсовых экземпляров даже самому королю Луи-Филиппу.

Музей замка Буа-Прео

Добавить комментарий