Клод Моне

Клод Моне

Как – то раз в приемную директора парижского вокзала Сен-Лазар вошел человек, который вручил свою визитную карточку и начал дожидаться аудиенции. Войдя в кабинет, он представился, звали его Клод Моне. Чиновнику железнодорожного ведомства, плохо разбирающемуся в живописи и, тем более, имевшему смутные представления о современных живописцах, имя посетителя не о чем не сказало, но и признаться в этом он не посмел. После эффектной паузы Моне заявил растерявшемуся директору о своем намерении писать вокзал. Клоду Моне всячески содействовали в написании картин. Для удобства мастеру останавливали поезда, вычищали перроны, набивали углем топки паровозов, чтобы шел дым, одним словом, делали всё, как хотелось художнику.

История

Именно так, по воспоминаниям друга мастера — импрессиониста Огюста Ренуара, происходило создание знаменитой серии изображений вокзала Сен-Лазар в 1877 году. Самые известные полотна цикла хранятся в музее д’ Орсэ, музее Мармоттан, лондонском институте Курто. Эта серия картин стала визитной карточкой Клода Моне и всего импрессионизма. Идеей для ее создания послужила критика знаменитой картины «Впечатление. Восход солнца», представленной на первой выставке художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Критикам не понравился сюжет полотна — туман. По их словам, на картине невозможно ничего рассмотреть. На что Клод Моне ответил, что у предметов, находящихся в тумане, нет четких очертаний. И вознамерился написать что-то еще более туманное. Художника просто очаровали перроны, когда от них отправлялись поезда, окутанные клубящимся густым дымом паровозов. Для осуществления своей вышеозначенной цели они подходили как нельзя лучше.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

Плескающиеся морские волны, берега рек, лед, пар… Вода всегда привлекла его. Знаменитая мастерская Клода Моне, которая была оборудована в лодке, дала прозвище художнику — Рафаэль воды.

Формально Клод Оскар Моне являлся учеником художника Глейра. Но главным его приобретением в мастерской стали друзья и сподвижники, среди которых Ренуар, Сислей, Базиль, а не полученные знания. Бедный, упрямый, талантливый Моне искренне верил, что настала пора для новой живописи. Благодаря лидерским качествам он стал вождем группы. Через некоторое время он убедил своих соратников обратиться к природе, покинув мастерские. Будучи фанатиком новой живописи, Моне отказался от изучения мастеров старой формации. Только природа была для него единственным учителем, и только зрительным ощущениям он верил безоговорочно. Всю жизнь пейзаж являлся главным жанром в его творчестве.

Со временем каждый из друзей – художников выбрал свой путь. Клод Моне был единственным человеком из группы, до конца оставшимся верным принципам импрессионизма. Но в то время именно он поддерживал в своих новых друзьях веру в успех, выполнял роль их наставника в коммерческой реализации полотен.

Расцвет таланта художника

Наивысший расцвет таланта художника начался в 1870-х годах. Жизнь Моне проходит в Аржантее, небольшом городке, расположенном на берегу Сены. Лучшими произведениями этого периода считаются «Регата в Аржантее», «Мост в Аржантее», «Парусные лодки, которые ныне выставлены в Лувре. Палитра, избавившись от черного цвета, засияла россыпью радужных цветов. Художник научился видеть мир иначе, чем простой человек. Отныне весь мир для него состоял из мазков чистого света, чем и является цвет. Впоследствии, научные исследования подтвердили правильность видения мастера. Свой метод Клод Моне описывал так: «Выходя писать, старайтесь не думать о сути самих предметов, находящимися перед вашими глазами — дерево, пол, дом или что-то другое. Думайте просто: здесь голубая полоса, здесь розовый квадратик, здесь жилка желтого цвета… И пишите, пока не передадите свое собственное наивное видение сцены, которая находится перед вами».

Мастер ловил свет и, словно, бросал на холст. Терпеливо, как прилежный ученый, он занимался исследованием поведения света и цвета. В 1890-х годах увидели свет серии «Стога», «Руанский собор» и растворяющаяся в свете солнечных лучей готика. Позднее, где-то в 1900 году появился цикл лондонских видов, охваченных туманом. Начало двадцатого века наложило свой отпечаток на произведения искусства художника, в творчестве которого декоративные тенденции становятся более ощутимыми вследствие влияния модерна и символизма. Примером тому служит серия «Кувшинки».

Перманентной революцией можно назвать французское искусство второй половины 19 века. Предшественниками Моне декларировалось право художников писать повседневную современную жизнь. Значимое достижение Клода Моне, как яркого представителя художников-импрессионистов, состоит в избавлении цвета от тирании рисунка. Без этого завоевания трудно представить живопись двадцатого столетия. Завоевания, без которого живопись ХХ столетия была бы иной…

Посетителям

  • Международное название: Museum Of Claude Monet;
  • Адрес: г. Живерни, 84 Rue Claude Monet;
  • Как добраться: Добраться до музея можно на автомобиле или поездом из Парижа;
  • Телефон: 33 (02) 3251 2821;
  • Режим работы: ежедневно, с 09:30 до 18:00;
  • Сайт: fondation-monet.com;
  • Стоимость билета: взрослый 9,5 евро, школьники и студенты 5,5 евро, дети до 7 лет бесплатно.

В музее проводятся образовательные занятия для детей школьного возраста.

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Комментарии2
  1. alina20

    Клод Моне — это художник, живопись которого всегда повышает настроение. Его картины легкие, наполненные воздухом и светом, пронизанные любовью. Цвета невероятно нежные и успокаивающие. Это лучший представитель импрессионизма. Его картины никого не оставят равнодушным.

  2. Irina_K

    Для меня открытие импрессионизма состоялось с картин Клода Моне. Когда я смотрела альбомы с работами импрессионистов, то не могла понять, что же в этих работах удивительного, из-за чего люди "сходят с ума" от этих картин. Это надо видеть живьём, и тогда эти картины проникают в ваше сердце и завораживают ваше воображение. Работы Клода Моне разбросаны по музеям и частным коллекциям всего мира. Если Вы будете в Париже, зайдите в Музей Мармоттан-Моне. В этом музее Вы увидите и «Впечатление. Восход солнца», и одну из картин из серии вокзал Сен-Лазар "Мост Европы, вокзал Сен-Лазар", о которых упоминается в этой статье. А ещё, после посещения этого музея, вернувшись в Россию, я нашла несколько замечательных (ранее не замеченных мною) картин Моне в Государственном музее Изобразительного искусства им. Пушкина — это и «Завтрак на траве», и «Бульвар Капуцинок в Париже», и «Сирень на солнце». Теперь я не прохожу мимо картин импрессионистов, в каком бы музее я не была!

Добавить комментарий