Мона Лиза. Рождение легенды

Мона Лиза. Рождение легенды

Несмотря на личное отношение к такому творению, как «Мона Лиза» или «Джоконда», оно, бесспорно, является самым известным произведением искусства на Земле. У картины есть и страстные поклонники и те, кто ненавидят ее. Но шедевр продолжают разгадывать, чтобы найти все новые тайны. В этом и заключается секрет его обаяния.

В момент рождения великого полотна небесные светила не угасали и не вспыхивали с новой силой, мир не переворачивался, это событие нечем не ознаменовалось. Достоверно не известна точная дата написания, но предполагают, что это случилось в 1502 году. Считается, что Леонардо работал над своим шедевром вплоть до последних своих дней. Помимо «физического» рождения, овеществленного талантом мастера из красок, «Мона Лиза» как миф пережила второе рождение в 19 веке.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

Среди ближайших потомков и современников художника были истинные ценители «Моны Лизы». К примеру, известный историк европейского искусства прославленный Джорджо Вазари и прославленный Рафаэль являлись таковыми. В биографии Леонардо да Винчи, написанной Джорджо Вазари, встречается имя модели – Мона Лиза, а также первые восторженные отзывы о картине. Коллекция французского короля Франциска I легла в основу богатейшего собрания Лувра. Однако, каким образом она попала в музей остается загадкой, так после смерти художника она покинула Францию.
На протяжении длительного времени «Мону Лизу» знали только в узких кругах людей, которые имели доступ в резиденцию короля, туда, где она и хранилась. Поклонниками картины были и Людовик XIII, и герцог Бекингэм, который пытался ее даже приобрести, Наполеон Бонапарт (какое-то время «Мона Лиза» украшала его личные покои).

Относительно непродолжительный период забвения эпохи Просвещения закончился, и с этого времени можно рассматривать «современную» историю великого полотна — историю легенды и культурного феномена. Мировой центр искусств до XVIII века находился в Италии. Было само собой разумеющимся, что создание и хранение всех величайших произведений осуществляется на итальянской территории. А в галантный век статус такого центра почти незаметно перешел к Франции. Век, отличавшийся искусством красиво жить, не стремился создавать шедевры. Жить рядом с великим было совсем не комфортно.

Девятнадцатый век в мировой (или европейской) культуре ознаменовался зарождением современного искусства. Весь мир признал, что самые лучшие произведения искусства создавались на территории Франции. Вместе с тем, многие шедевры разных французских коллекций приобретают новый мифический смысл, дабы ни в чем не уступать Италии, превратившейся на то время в европейскую провинцию. «Джоконда» как нельзя лучше подходила на роль мирового шедевра. В те года критиками преимущественно выступали поэты и писатели романтической формации, а личность Леонардо казалась им привлекательной. Возможно, без возникновения мифов о прославленной картине она не завоевала бы такую популярность. Согласно одной из версии, «Мона Лиза» — автопортрет самого мастера. Один из важнейших факторов, способствовавших ее превращению в идола, — доступность для масс.

В середине века картина стояла в одном ряду среди знаменитейших произведений мирового искусства. На протяжении столетия ее пародируют художники, о ней пишут писатели, критики, поэты, при том, что до вершины мирового искусства она еще не добралась. Но для полной тайны не хватало штриха, которым стало исчезновение полотна в 1911 году и сопутствующий скандал вокруг этого события, криминальный характер которого придал событию статус политического международного уровня. Подозрения пали на журналистов, мнения, касающиеся мотивов, были весьма разнообразны. Некоторые полагали, что кражу совершили с целью показать плохую охрану национальных сокровищ, другие придерживались мнения, что это просто рекламный трюк. Французские националисты считали виновной в краже Германию. В свою очередь, немецкие шовинисты обвиняли французское правительство, будто это подстроенная ими провокация, направленная на отвлечение внимания от событий на Ближнем Востоке.

Как раз в момент отсутствия картины появляются критические отзывы о ней, написанные искусствоведами с мировыми именами, в которых звучит мотив демоничности улыбки Моны Лизы.

Через два года картину возвратили в музей. Вором оказался служащий Лувра, итальянец по происхождению, но причину кражи установить не удалось. В Лувр вернулась уже другая «Мона Лиза», ставшая мифом.

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Комментарии1
  1. Илья Крмр

    Я согласен с автором по поводу того, что популярность картины не только в изображенном не полотне шедевре, но и в скандалах роящихся вокруг неё.
    У меня в комнате висит на стене копия "Джаконды", мельком на неё взглянул и показалось, что она, своим пристальным взглядом, не одобряет мой комментарий.

Добавить комментарий