Представитель классицизма Жак Луи Давид

Представитель классицизма Жак Луи Давид

В эпохе Возрождения заложены корни барокко и истоки классицизма. На протяжении двух столетий происходило противостояние между двумя этими стилями. И победу одержал классицизм. В это время Париж становится центром мировой художественной культуры. Французские художники Клод Лоррен и Никола Пуссен — лидеры школы классицизма, шедевры которой находятся в Лувре. Есть среди них и картины Жака Луи Давида. С их появлением строгий стиль одержал окончательную победу.

Луи Давид подарил ту живопись эпохе Просвещения, о которой она мечтала. Дух патрицианского Рима появился в мире насмешливого, изящного и легкомысленного рококо. «Художник с большим вкусом» — так отметил Давида философ, один из родоначальников критики Дени Дидро. Молодой художник осуществил желание знаменитого энциклопедиста — увидеть строгую лаконичную живопись. Хотя мечта Дидро не мешала ему наслаждаться произведениями Буше и Фрагонара.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

Рим, на тот момент уже не являющийся мировым художественным центром, сумел сохранить свою привлекательность. Рождение стиля Давида или, по его же словам, «прозрение» происходит именно здесь. Стоит упомянуть, что с раннего возраста Давид мечтал о Риме, возможно, не последнюю роль сыграл в этом его учитель Жозеф Мари Вьен. Грезы молодого дарования чуть не обернулись трагедией. Для пропуска в Вечный город требовалась медаль Академии. Естественно, Давид очень сильно хотел ее получить. Но каждый раз будущего главу французской школы живописи ждал провал. Несмотря на отчаянные мысли о самоубийстве, порой его посещавшие, он не переставал работать. На пятый раз ему единогласно присудили медаль. Возможно, юношеские муки Давида побудили его впоследствии назвать Академию врагом искусства. А пока полотно «Скорбь Андромахи» делает его столь желанным ее членом.

Давид принимает идеологию неоклассицизма Иоганна Иокима Винкельмана, в которой идет речь о том, что подражание древним — единственный путь, чтобы стать великим и, по возможности, неподражаемым. Он изучает антики, без устали делает копии сохранившихся произведений древних мастеров. Образцов живописи, к сожалению, почти не сохранилось. По примеру Давида неоклассицисты начинают предпочитать натурщикам статуи для передачи подлинного облика и духа римлян и эллинов.

Творение, ставшее величайшим в неоклассицизме и сделавшее 36 летнего художника лидером школы, было представлено публике в 1784 году. Историческая драма о долге, любви и героизме получила название «Клятва Горациев». Давид запечатлел только ее первый акт. Как развивались события далее, было хорошо известно современникам художника. Три молодых брата перед началом поединка с тремя братьями Куриациями торжественно клянутся отцу сражаться за Рим до самого конца. Поединок должен был положить конец войне между городом Альба — Лонги и Римской республикой. Два брата погибнут, а один из сыновей Публия Горация сразит противников. Его любовь к родине настолько велика, что не жалко пожертвовать не только своей жизнью, но и жизнью близких людей. По возвращении ему становится известно, что его сестра Камилла, помолвленная с убитым Куриацием, оплакивает его. Отдав предпочтение личным чувствам, несчастная принимает смерть от рук брата. Поступок юноши оправдали благодаря отцу. Париж восхищается картиной, которая пропагандирует страшную логику, а до начала революции остается пять лет. Эту картину и полотно «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» позднее назовут «предвестниками революции».

Давид не только приветствовал революцию, но и активно принимал в ней участие. С ее помощью он почувствовал себя героем одной из картин, чье мужество, патриотизм и героизм он воспевал.

Мода на неоклассицизм не прошла как во времена революции, так и позже, в эпоху Наполеоновской Империи. Давид же продолжал оставаться первым французским живописцем. Бонапарт присвоил ему этот титул в 1804 году. Спустя два года Давид запечатлел коронацию императора Наполеона I и его супруги, императрицы Жозефины, проходившую в соборе Парижской Богоматери в декабре 1806 года. После термидорианского переворота живописец провел полугодовалое заключение в Люксембургском замке. Именно здесь начинается его работа над новым историческим полотном под названием «Сабинянки». Художник стремился передать с необычайной точностью античные нравы. Однако этот холст, также как и «Леонид в Фермопилах» 1814 года, по выразительности сильно уступают ранним произведениям мастера.

Давида знают не только как великого исторического живописца, но и портретиста. В портретах он следует классическим образцам. Созданный в 1800 году портрет мадам Рекамье является вершиной портрета классицизма. Сегодня соглашаются с мнением мастера, видя в нем воплощение идеальной античной (и не только) красоты женщины. Увы, заказчицу не обрадовали ни строгость, ни лаконичность, и портрет был отвергнут.

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Добавить комментарий