Представитель классицизма Жак Луи Давид

Представитель классицизма Жак Луи Давид

В эпохе Возрождения заложены корни барокко и истоки классицизма. На протяжении двух столетий происходило противостояние между двумя этими стилями. И победу одержал классицизм. В это время Париж становится центром мировой художественной культуры. Французские художники Клод Лоррен и Никола Пуссен — лидеры школы классицизма, шедевры которой находятся в Лувре. Есть среди них и картины Жака Луи Давида. С их появлением строгий стиль одержал окончательную победу.

Луи Давид подарил ту живопись эпохе Просвещения, о которой она мечтала. Дух патрицианского Рима появился в мире насмешливого, изящного и легкомысленного рококо. «Художник с большим вкусом» — так отметил Давида философ, один из родоначальников критики Дени Дидро. Молодой художник осуществил желание знаменитого энциклопедиста — увидеть строгую лаконичную живопись. Хотя мечта Дидро не мешала ему наслаждаться произведениями Буше и Фрагонара.

Рим, на тот момент уже не являющийся мировым художественным центром, сумел сохранить свою привлекательность. Рождение стиля Давида или, по его же словам, «прозрение» происходит именно здесь. Стоит упомянуть, что с раннего возраста Давид мечтал о Риме, возможно, не последнюю роль сыграл в этом его учитель Жозеф Мари Вьен. Грезы молодого дарования чуть не обернулись трагедией. Для пропуска в Вечный город требовалась медаль Академии. Естественно, Давид очень сильно хотел ее получить. Но каждый раз будущего главу французской школы живописи ждал провал. Несмотря на отчаянные мысли о самоубийстве, порой его посещавшие, он не переставал работать. На пятый раз ему единогласно присудили медаль. Возможно, юношеские муки Давида побудили его впоследствии назвать Академию врагом искусства. А пока полотно «Скорбь Андромахи» делает его столь желанным ее членом.

Давид принимает идеологию неоклассицизма Иоганна Иокима Винкельмана, в которой идет речь о том, что подражание древним — единственный путь, чтобы стать великим и, по возможности, неподражаемым. Он изучает антики, без устали делает копии сохранившихся произведений древних мастеров. Образцов живописи, к сожалению, почти не сохранилось. По примеру Давида неоклассицисты начинают предпочитать натурщикам статуи для передачи подлинного облика и духа римлян и эллинов.

Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.

Творение, ставшее величайшим в неоклассицизме и сделавшее 36 летнего художника лидером школы, было представлено публике в 1784 году. Историческая драма о долге, любви и героизме получила название «Клятва Горациев». Давид запечатлел только ее первый акт. Как развивались события далее, было хорошо известно современникам художника. Три молодых брата перед началом поединка с тремя братьями Куриациями торжественно клянутся отцу сражаться за Рим до самого конца. Поединок должен был положить конец войне между городом Альба — Лонги и Римской республикой. Два брата погибнут, а один из сыновей Публия Горация сразит противников. Его любовь к родине настолько велика, что не жалко пожертвовать не только своей жизнью, но и жизнью близких людей. По возвращении ему становится известно, что его сестра Камилла, помолвленная с убитым Куриацием, оплакивает его. Отдав предпочтение личным чувствам, несчастная принимает смерть от рук брата. Поступок юноши оправдали благодаря отцу. Париж восхищается картиной, которая пропагандирует страшную логику, а до начала революции остается пять лет. Эту картину и полотно «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» позднее назовут «предвестниками революции».

Давид не только приветствовал революцию, но и активно принимал в ней участие. С ее помощью он почувствовал себя героем одной из картин, чье мужество, патриотизм и героизм он воспевал.

Мода на неоклассицизм не прошла как во времена революции, так и позже, в эпоху Наполеоновской Империи. Давид же продолжал оставаться первым французским живописцем. Бонапарт присвоил ему этот титул в 1804 году. Спустя два года Давид запечатлел коронацию императора Наполеона I и его супруги, императрицы Жозефины, проходившую в соборе Парижской Богоматери в декабре 1806 года. После термидорианского переворота живописец провел полугодовалое заключение в Люксембургском замке. Именно здесь начинается его работа над новым историческим полотном под названием «Сабинянки». Художник стремился передать с необычайной точностью античные нравы. Однако этот холст, также как и «Леонид в Фермопилах» 1814 года, по выразительности сильно уступают ранним произведениям мастера.

Давида знают не только как великого исторического живописца, но и портретиста. В портретах он следует классическим образцам. Созданный в 1800 году портрет мадам Рекамье является вершиной портрета классицизма. Сегодня соглашаются с мнением мастера, видя в нем воплощение идеальной античной (и не только) красоты женщины. Увы, заказчицу не обрадовали ни строгость, ни лаконичность, и портрет был отвергнут.

Полезные ссылки для туристов:
  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Добавить комментарий