Дворец-музей русского искусства и интерьера

Дворец-музей русского искусства и интерьера

Жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Елагина острова по праву является Елагиноостровский дворец, выгодное расположение которого в самой высокой части острова, притягивает взгляд издалека. В наши дни это элегантное творение архитектора К.Росси, признанного мастера декоративно-прикладного искусства, принимает в своих стенах посетителей как Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера 18-20 столетий.

Экспозиции музея

Основной экспозицией музея являются анфилады Парадных залов, которые располагаются на первом этаже здания. Второй этаж дворца отдан под постоянно обновляющиеся выставки декоративно-прикладного искусства, а третий этаж является рабочим местом сотрудников музея, которые трудятся над воссозданием домовой церкви, расположенной здесь ранее, но, к сожалению, утраченной.
История Елагиноостровского дворца началась в 1818 году, его строительство задумывалось в качестве альтернативы Павловскому дворцу. Хозяйкой этой летней резиденции стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Сезонное пребывание в стенах дворца венценосной особы отразилось на планировке и декоративной отделке интерьеров.

Первый этаж Елагиноостровского дворца открывается великолепной анфиладой комнат. Центром этой композиции являлся Овальный зал, к которому на равном расстоянии с обоих сторон примыкали две комнаты – Малиновая гостиная и Голубая гостиная.

Голубая гостиная
Голубая гостиная

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной имелся проход в Столовый зал, а в Голубой – в личный Кабинет императрицы, состоявший из Опочивальни и Туалетной комнаты. Завершался проход по анфиладе комнат двумя служебными комнатами, с одно стороны проход закрывался Фрейлинской комнатой, а с другой стороны – Камер-юнгферской. Парадные вестибюли являлись входом во дворец, который фасадом выходил на Масляный луг. На втором этаже располагались жилые помещения для придворных императрицы, а на третьем – домовая церковь Николая-Чудотворца.

К.Росси, архитектор дворца, большую роль в оформлении интерьеров отвел декору. С помощью скульптуры и живописи ему удалось создать торжественные и изящные парадные интерьеры, которые пришлись императрице по нраву. В убранстве дворца прослеживаются вкусы и требования той эпохи. Над великолепными интерьерами трудилось множество мастеров: скульпторов, живописцев-декораторов, мебельщиков, бронзовщиков, которые создавали парадные интерьеры согласно эскизам главного архитектора.

Интерьер дворца
Интерьер дворца

Среди шедевров Елагиноостровского дворца наиболее яркими являются работы: скульпторов Пименова и Демут-Малиновского, живописцев-декораторов Скотти, Медичи, мраморщиков Модерни и Трискорни, Щенникова, лепщиков Апарина, Саягина, мебельщиков Гамбса, Баумана, Тура, Бобкова, мастеров по бронзе Шрейбера, Дипнера. Щедрый декор дворца не раз был отмечен современниками той эпохи, которые нередко сравнивали его со своеобразной выставкой произведений искусства русского декоративно-прикладного искусства.

История музея

Вплоть до революционных событий 1917 года Елагиноостровский дворцово-парковый ансамбль оставался излюбленным местом отдыха русской императорской династии Романовых. После революции дворец со всеми территориями перешел в ведение Петроградского Совета народных комиссаров.

От разорения и разрушения дворец защищала государственная охрана, а также официальный документ – Декрет, коим дворец удостаивался высшей категории в классификации исторических и культурных памятников.

Дворец-музей русского искусства и интерьера
Дворец-музей русского искусства и интерьера

В 1918 году Елагиноостровский дворец открывает двери перед посетителями в качестве Музея истории и быта. В эти трудные годы для многих исторических памятников и культурных учреждений, коллекции дворца-музея не только остаются невредимыми, но и пополняются за счет поступлений из национализированных дач на Каменном острове и Крестовском острове. Но все-таки печальная участь расформирования настигла музей позднее, в 1929 году, когда, казалось, музейная деятельность прошла сложный период становления. В 1930 музей закрыли, коллекции его были разрознены и переданы в фонды известных музеев – Русского, Эрмитажа, Гатчинского дворца и других. Но самым печальным являлось то, что ряд уникальных экспонатов был продан через внутренние и внешние торговые организации, тем самым они оказались навсегда утрачены не только для музея, но и для России.

Здание дворца после расформирования музея было передано в Институт растениеводства Академии наук, которая разместила в нем свой филиал. С 1932 года на территории Елагина острова открылся ЦПКиО. В годы Великой Отечественной войны дворец был очень сильно поврежден, а пожар 1942 года уничтожил уникальные интерьеры. По окончании войны, начиная с 1946 года, над зданием дворца трудились ленинградские реставраторы, возглавляемые архитектором М.М.Плотниковым.

Архитектура дворца
Архитектура дворца

В 1961 году Елагиноостровский дворец открылся для посетителей в качестве однодневной базы отдыха, на которой трудящиеся могли ознакомиться с коллекциями в выставочных залах на первом этаже. Второй этаж был отдан под комнаты для отдыхающих и бильярдные залы, а на третьем для «полного комплекта» в уникальных помещениях бывшей домовой церкви устроили танцевальный зал.

После долгих лет, многострадальный Елагиноостровский дворец вернул себе статус музея только в 1987 году, после чего началась масштабная работа по возвращению утраченных экспонатов, воссозданию исторических интерьеров, формированию дворцовой коллекции.

Зал музея
Зал музея

Посетителям

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, ЦПКиО им. Кирова, Елагин остров, д.1;
  • Как добраться: Поблизости от музея нет остановок общественного транспорта, проехать можно на автомобиле от метро «Старая деревня» или «Крестовский остров»;
  • Телефон: 8 (812) 430-11-31;
  • Режим работы: вторник, четверг-воскресенье с 10:00 до 18:30, вторник с 13:00 до 21:00, понедельник выходной;
  • Стоимость билета: взрослый 100 рублей (актуально на сентябрь 2018 г.).

В музее проводятся мастер-классы и костюмированные балы.

Комментарии2
  1. Vikinika

    Какой интересный у вас сайт!
    Брожу, по страничкам, нравится. Особенно интересны питерские музеи, собираюсь в отпуск. Обязательно посмотрю этот музей, он очень красивый.

  2. yuliaptichka

    Удивительно, что в суровые 20 годы сохранились такие замечательные произведения искусства. Наверное, хранитель музея отличался не только хорошим вкусом, но и большими связями.

Добавить комментарий