Государственный Эрмитаж

Эрмитаж

Среди двух сотен музеев Санкт-Петербурга одно из главнейших мест занимает Государственный Эрмитаж, расположенный в великолепном архитектурном ансамбле на Дворцовой площади. Основное здание музея – Зимний дворец – после 1917 года приняло на экспозицию богатейшие императорские коллекции, но и сам дворец с его изысканными интерьерами парадных залов, галерей, монументальных лестниц, гостиных и кабинетов пользуется огромной популярностью у туристов всего мира и является известнейшим культурно-историческим объектом страны.

Историческая информация

История Эрмитажа, как в качестве архитектурного комплекса, так и в качестве художественного музея, началась с легкой руки императрицы Екатерины Великой. В 1764 году русская императрица купила 225 (по другим сведениям – свыше 300) картин из коллекции берлинского коллекционера и торговца антиквариатом Йоханна Эрнста Гоцковского. Эта коллекция изначально собиралась Гоцковским для монарха Пруссии Фридриха II, но расходы на Семилетнюю войну вконец опустошили его казну и полотна Рубенса, Хальса, Ван Дейка, Рембрандта отправились в Россию. Екатерина разместила приобретенные картины в Зимнем дворце, но за последующие годы художественная коллекция пополнилась столь значительно, что императрица заказала архитекторам Фельтену и Валлен-Деламоту создание отдельного здания – Малого Эрмитажа, где Екатерина в окружении избранных придворных могла бы наслаждаться искусством. К концу 18 века императорская коллекция насчитывала уже около 4 тысяч полотен, а на Дворцовой набережной к этому времени появилось новое здание для картин, скульптур и ювелирных произведений – Большой Эрмитаж.

После смерти Екатерины II коллекция продолжала расширяться и стала включать в себя также восточные драгоценности и различные ценные находки археологов. В начале 19 века картины в экспозиции музея были впервые упорядочены по принадлежности к той или иной школе живописи. В 1825 году в Эрмитаже появилась выставка, посвященная русской живописи 18 века. В феврале 1852 года Николай I открыл Императорский музей в только что выстроенном Новом Эрмитаже, который хотя и принадлежал к комплексу дворца, но имел отдельный вход и был доступен для публичного посещения. Конечно, в первое время пропуск в музей по-прежнему не был доступен для любого рядового горожанина, но все равно это был общественный музей, первый в России. В конце 19 века музей уже стал принимать до 50 тыс. посетителей ежегодно. К этому моменту Эрмитаж стал ставить целью не только расширение существующих коллекций, но и научную деятельность: издание каталогов, изучение и исследование музейных фондов, выявление поддельных картин прошлых эпох и т.д.

После Октябрьской революции 1917 года название Императорский музей было изменено на Государственный музей, и в фонды Эрмитажа в послереволюционные годы было передано множество частных коллекций, изъятых у Шереметевых, Юсуповых, Шуваловых и других дворянских семейств. В 1922 году по приказу Народного комиссариата просвещения в экспозиции Эрмитажа на 5 лет был открыт доступ без билетов. Наряду с этим период 1920-х годов оказался достаточно сложным в плане сохранения музейных коллекций, поскольку молодая Советская республика, отчаянно нуждавшаяся в валютном запасе, была вынуждена продавать произведения искусства на Запад. Для этих целей была организована специальная организация «Антиквариат», которая в 1928-33 годах продала за рубеж свыше 2800 картин из коллекции Эрмитажа, в их числе были 50 картин всемирно известных мастеров: Рафаэля, Боттичелли и др.

В период блокады Ленинграда в годы ВОВ Эрмитаж очень сильно пострадал от бомбардировок и артобстрелов. Большую часть фондов отправили на хранение в Свердловск, но в подвалах музея все еще оставались части различных коллекций, над спасением которых от бомбежек и морозов в Эрмитаже трудилось несколько тысяч человек. Первая временная выставка этих экспонатов открылась вскоре после снятия блокады в ноябре 1944 года. Полные коллекции вернулись в город позже, и официальное послевоенное открытие Государственного Эрмитажа состоялось 5 ноября 1945 года, хотя реконструкция поврежденного здания продолжалась еще несколько лет. В 1948 году к коллекциям музея добавилась значительная часть фондов расформированного Музея нового западного искусства, хотя большая часть этих картин, в том числе выставка работ Пикассо, были помещены в экспозицию только после смерти Сталина. В 1950-х годах Эрмитажу пришлось вернуть в музеи Берлина ряд ценных экспонатов из так называемых «трофейных коллекций».

Эрмитаж

В постсоветский период Эрмитажу, как и большинству культурных учреждений страны, пришлось пережить сложный период «девяностых годов», когда из-за недостатка государственного финансирования не пополнялись коллекции и увольнялись сотрудники музея. Впрочем,  после «падения железного занавеса» Эрмитаж стал считаться одним из наиболее востребованных туристических объектов Санкт-Петербурга и с успехом удерживает за собой эту славу до сих пор. В 2000-х музей стал расширять международное сотрудничество, а также восполнять пробелы в коллекциях искусства 20 века и современности. В 2005 Эрмитаж открыл новое выставочное пространство в Казани, в 2009 году филиал Эрмитажа открылся в голландском музее Амстелхоф, с 2010 года в новом выставочном центре в Выборге ежегодно проводятся временные выставки из фондов Государственного Эрмитажа.

Архитектура сооружения

Архитектурный ансамбль Эрмитажа составляют следующие здания, выстроенные на Дворцовой набережной в разные периоды 18-19 века.

  • Малый Эрмитаж

Самое маленькое здание ансамбля, с которого начиналась история современного Эрмитажа. Сооружение данного строения рядом с императорской резиденцией началось в 1764 году. Руководил работами обрусевший немец, архитектор Юрий Фельтен (Георг Фридрих Вельдтен), который спроектировал южную часть строения, а Северный павильон пятью годами позже был спроектирован французским архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Полностью здание было завершено к 1775 году, но к этому моменту уже было ясно, что для разросшейся коллекции требуются более просторные помещения.

  • Большой Эрмитаж

Это здание музейного комплекса начали строить на замену Малому Эрмитажу в 1771 году, но стройка происходила с задержками, поскольку на Дворцовой набережной пришлось освободить место и снести несколько старых домов, принадлежавших крупным сановникам – Олсуфьеву и Кошелеву. Строительством заведовал все тот же Юрий Фельтен, который смог органично вписать здание в одну линию с фасадами уже имеющихся строений Малого Эрмитажа и Зимнего дворца. Строительство завершили в 1787 году, а в 1792 году к зданию был добавлен корпус, созданный прославленным архитектором Джакомо Кварнеги. Данный корпус являл собою галерею с копиями рафаэлевских картонов из Апостольского дворца в Ватикане.

Эрмитаж

  • Эрмитажный театр

Здание, которое служило домом для придворного императорского театра, начали строить чуть позже, чем Большой Эрмитаж, но завершили практически одновременно с ним в 1787 году. Строение с античным фасадом спроектировал Джакомо Кварнеги, а крытый арочный переход, который соединяет театр с Большим Эрмитажем, создал Фельтен. Примечательно, что зрительный зал и сцена Эрмитажного театра являются самыми маленькими в городе, поскольку изначально планировались исключительно для показа камерных постановок перед императорской семьей и приближенной знатью. Для выставочных целей здание не использовалось, но в наши дни являет собою составную часть ансамбля Эрмитажа.

  • Новый Эрмитаж

Строение, которое по замыслу Николая I должно было стать первым российским общественным музеем, спроектировал в 1839 году немецкий зодчий Лео фон Кленце. Он прибыл в Санкт-Петербург по приглашению русского императора в 1837 году и много времени посвятил созданию проекта, в котором хотел воплотить черты нескольких исторических строений. После отъезда Кленце на родину русские архитекторы Стасов и Ефимов приступили к созданию чертежей по его планам и наброскам, и в 1842 году началось строительство Нового Эрмитажа, продолжавшееся целое десятилетие. Около 150 скульпторов и каменотесов было задействовано для украшения фасада здания и его интерьеров, причем готовые работы отбирал лично Николай I. Наиболее известными статуями, ставшими со временем одной из визитных карточек Эрмитажа, были 10 гигантских атлантов на главном входе, которые создал скульптор Теребенев по эскизам Кленце.

  • Зимний дворец

Старейшее здание комплекса было построено в 1762 году в качестве главного дворца императрицы Екатерины II. За предыдущие полвека в Санкт-Петербурге в разные годы и для разных правителей уже возводилось четыре зимних дворца, но только этот, пятый по счету, величественный дворец, наконец, пришелся по душе династии Романовых и использовался как императорская резиденция вплоть до начала 20 века. Архитектором, создавшим роскошное здание Зимнего дворца, был Бартоломео Франческо Растрелли, верный приверженец помпезного рококо и пышного барокко.

Государственный Эрмитаж

Экспозиции

Для описания экспозиций Государственного Эрмитажа потребуется многотомные издания, ведь в фондах современного музея содержится около 3 млн. экспонатов художественного и декоративно-прикладного искусства, которые рассредоточены по экспозициям и залам четырех зданий комплекса. Основные коллекции упорядочены по нескольким тематическим направлениям:

  • Западноевропейское искусство. Экспозиция занимает около 120 залов на 1 и 2 этажах зданий музейного комплекса. Здесь представлены полотна и скульптуры европейских мастеров с 13 по 20 век. Во временных выставках бывают представлены гравюры, рисунки, акварели.
  • Античные древности. Экспозиции представлены на первых этажах Большого и Нового Эрмитажа и посвящены греко-этрусской, римской культуре. Здесь можно увидеть скульптуры периода эллинизма, древнегреческую керамику, артефакты с раскопок греко-понтийских городов-колоний, древнеримские мраморные и бронзовые скульптуры.

Скульптуры

  • Доисторическое искусство. Экспозиции занимают первый этаж западного крыла Зимнего дворца и предлагают к осмотру экспонаты, охватывающие период от палеолита до железного века.
  • Египетские древности. Экспонаты данного раздела расположены в большом зале Зимнего дворца, где представлены коллекции предметов культуры Древней Месопотамии и Ассирии: базальтовые саркофаги, скульптуры из Фивского некрополя, коптские письменные артефакты и многое другое.
  • Ювелирное и декоративное искусство. Галереи с драгоценностями расположены в Новом, Малом Эрмитаже и Зимнем дворце. Среди экспонатов данного раздела числятся золотые украшения различных эпох, коллекции скифского и сарматского золота, предметы декоративно-прикладного искусства, датированные 12-15 веками.

Зал дворца

  • Итальянское возрождение. Залы на первом этаже Большого Эрмитажа содержат коллекцию итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Тициана, Джорджоне, Веронезе и других живописцев. В восточном крыле Нового Эрмитажа можно увидеть работы Рафаэля, итальянские гобелены, майолику и скульптуры 15-16 века.
  • Голландские и фламандские мастера. В этой экспозиции, которая занимает залы и галереи западного крыла Нового Эрмитажа, представлены работы Ван Дейка, Рембрандта, Брейгеля Старшего, Рубенса и др.
  • Французское искусство 19-20 века. Эти экспозиции на втором этаже Зимнего дворца предлагают к осмотру шедевры импрессионистов и постимпрессионистов: Ренуара, Моне, Сислея, Ван Гога, Дега и прочих.

Посещение

  1. Музей Эрмитаж можно посетить бесплатно в первый четверг месяца, 18 мая и 7 декабря.
  2. Стандартный билет – 700 рублей, льготный билет – 400 рублей (только для граждан РФ и РБ). Льготный билет не предусматривает доступ во Дворец Меньшикова и Музей Императорского фарфорового завода.
  3. Право на бесплатный вход в любой день имеют: пенсионеры РФ, дети и молодежь до 18 лет, курсанты, студенты, инвалиды 1 и 2 группы. Данным категориям посетителей нужно получить бесплатный билет в кассах музея.
  4. На официальном сайте музея можно заказать билет онлайн, чтобы не терять время в очереди. Стоимость билетов от 680 до 1020 рублей, в зависимости от периода действия и перечня объектов, которые можно посетить. Вход по электронным билетам через Шуваловский проезд.

Время работы музея: с 10:30 до 18:00 (вторник, четверг, суббота, воскресенье), с 10:30 до 21:00 (среда, пятница). Понедельник – выходной.

Адрес музея: Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34

Веб-сайт: hermitagemuseum.org

Где купить билеты: официальный сайт, musement.com

Телефон для справок: (812) 710-90-79

Полезные ссылки для туристов:
  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сначала выберите понравившийся отель через Booking (у них самая большая база), а затем проверьте, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перелет: самые дешевые билеты ищет Aviasales, также можете находить выгодные акции авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Экскурсионные туры: туроператор Tourex для тех, кто путешествует с целью знакомства с культурой, искусством, обычаями, историей разных стран, а дешевые пакетные туры лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel.
Добавить комментарий