Полагаю, немногим любителям искусства известно, что в стенах одного из прекрасных зданий Санкт-Петербурга, расположенного на Университетской набережной Невы, хранится старейшая художественная коллекция страны. Это здание – Музей Академии художеств, который принял в своих залах первых посетителей более 250 лет назад.
Возник музей почти одновременно с Академией художеств, в середине 18 столетия. Первоначальным назначением музея являлось выполнение функций методического центра (если рассматривать его с современной точки зрения), в котором воспитанники академии могли бы созерцать образцы высокого искусства, изучать их и копировать. Но вскоре музей вышел за рамки столь узкого специализированного назначения, поскольку уникальные по объему и многообразию собрания экспонатов не имели себе равных в стране.
Основа коллекций музея была заложена первым президентом Академии художеств – графом Иваном Ивановичем Шуваловым, который передал в 1758 году в открывшееся учебное заведение большую часть своего замечательного собрания картин, рисунков и гравюр. Начиная с этого времени в академии и началось собрание и накопление произведений искусства всех видов и жанров, выполненных и русскими, и европейскими мастерами.
Пополнение музейных фондов происходило постоянно и из самых разнообразных источников. В музей Академии художеств поступали произведения искусства, украшавшие собою Зимний дворец и Императорский Эрмитаж, царствующие особы и меценаты делали щедрые дары, сюда же направлялись наиболее выдающиеся работы студентов и профессоров академии.
В наши дни постоянные экспозиции музея академии художеств располагаются на трех этажах так называемого «циркуля». Внутренний концентрический корпус здания Академии имеет внутренний круглый двор диаметром 55 метров, вот его-то и «обегают» вокруг галереи, которые являют собой прекрасное экспозиционное пространство.
На первом этаже располагается отдел слепков, который знакомит посетителей с шедеврами античной скульптуры, а также с пробковыми моделями архитектурных памятников античных времен, выполненных в 18 столетии в Италии известным римским модельщиком и скульптором Антонио Кики. Когда-то эти за модели приобрела Екатерина II для своего внука, будущего императора Александра I. Коллекция слепков, представленная в музее, с абсолютной точностью воспроизводит ряд известных шедевров античности: «Дискобол» Мирона, «Гермес» и «Афина Книдская» Праксителя, Аполлон Бельведерский, Ника Самофракийская.
Этот отдел музея, кроме экспозиционной деятельности выполняет еще и практическую функцию, поскольку рисование с гипсов и в наши дни является одним из важнейших этапов обучения студентов. Помимо этого, у посетителей музея есть возможность в рамках одной экспозиции познакомиться с историей искусства ваяния, начиная древнеегипетскими скульптурами и заканчивая европейским Возрождением и барокко.
Второй этаж занимает экспозиция, которая посвящается истории русской художественной школы. Здесь посетителям предоставлена возможность ознакомиться с работами, которые создавались выпускниками академии в годы учебы и по окончании курса (дипломные работы): живопись, скульптура, архитектура или графика. Также здесь можно увидеть работы, за которые художникам присваивали академические звания, и ряд портретных работ, которые изображают исторические лица, связанные своей деятельностью с Академией художеств.
Третий этаж «циркуля» занимает отдел архитектуры, в котором представлено уникальное собрание проектных моделей зданий и сооружений, выполненных с большим искусством. Здесь можно увидеть многие знаменитые памятники архитектуры Санкт-Петербурга: Смольный монастырь, Михайловский замок, Биржа на Стрелке Васильевского острова, Исаакиевский собор и, конечно же, Академия художеств.
Начиная с средних веков у архитекторов заведена традиция изготавливать модель предстоящего здания, особенно если оно было сложным и значительным. По окончания стройки модель обычно сохранялась в том здании, прототипом которого являлась. В России же проектные модели часто отдавались в Академию художеств, чтобы сделать процесс обучения будущих зодчих боле наглядным. К сожалению, до наших дней из-за особенностей материалов, сохранились не все модели, но даже то, что сейчас можно увидеть выглядит впечатляюще. Деревянные модели раскрашивались вручную, многие из них были раздвижные, что давало возможность зрителям увидеть не только внешний облик здания, но и заглянуть вовнутрь и полюбоваться предполагаемыми интерьерами.

Парадные залы, расположенные вдоль Невского фасада Академии художеств, предназначены для экспозиций копий произведений итальянских мастеров 16-18 столетий. Эти копии в большинстве своем выполнялись выпускниками Академии художеств в середине 19 столетия в Италии, куда для совершенствования своих талантов направлялись студенты, окончившие академию с золотой медалью. Также в Парадных залах проводятся регулярные выставки произведений отечественных и зарубежных художников, современных студентов и преподавателей института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Сходили с детьми на программу Московского Планетария "Формула Дня Рождения". Было замечательно! Понравилось всем: и детям, и взрослым.Отличная организация всего мероприят...
Публикация: Интерактивный музей "Лунариум"
Сколько стоит?
Публикация: Музей воды в Киеве
Очень красиво, хочу побывать там
Публикация: Музей-усадьба Кусково
Была там очень давно, мечтаю посетить и получить удовольствие еще и еще раз.Незабывамое впечатление
Публикация: Музей-усадьба Кусково
Ливадийский дворец поражает своей красотой, первозданностью природой! Сюда хочется вернуться вновь, но уже в реальном времени!
Ливадийский дворец просто прелесть!
Публикация: Государственный музей «Ливадийский дворец»