Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, самый северный в мире памятник мусульманского зодчества средневековья, был основан в 1969 году. Он представляет собой уникальный и единственный образец болгаро-татарской архитектуры 13-15 столетий. Не имеющий аналогов в мире он особенно ценен в качестве исторического памятника, который свидетельствует о таких исчезнувших государствах как Волжская Болгария и Золотая Орда, о культуре, традициях и жизненном укладе их народов.

Территория музея

На территории Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника расположены археологические памятники прошлого, которые являются свидетельством присутствия в этих местах человека с середины первого тысячелетия нашей эры. Выдающиеся образцы построений иллюстрируют несколько значительных периодов истории человечества, являются примером обустройства народов и заселения территории. Самые ранние памятники датируются эпохой мезолита. В районе бывшего Слепного озера, в урочище Ага-Базар сохранилась серия памятников эпохи неолита и бронзового века. Ряд построений относится к периоду начала железного века. В разные периоды, во время археологических раскопок на территории музея-заповедника были найдены поздние римские монеты.

На территории Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника в 922 году волжскими болгарами (предки казанских татар) состоялось официальное принятие ислама. Здесь же находились места культового поклонения, сюда, начиная с 16 столетия, приходили мусульмане-паломники к своим святыням. Болгары являлись местом расположения первой столицы Золотой Орды, здесь в 13 веке была организована ставка Бату-хана, известного больше под именем хан Батый. Первые золотоордынские монеты чеканились также здесь в 1250-х годах.
Эти исторические места хранят в своей памяти моменты пребывания здесь многих выдающихся личностей: болгаро-татарский поэт Кул-Гали был здесь в начале 13 века при дворе великого Бату-хана; в 18 веке на этих землях бывали Петр I, императрица Екатерина II, российский поэт Г.Р.Державин, академик Российской Академии наук П.С.Паллас; в 19 веке – российский поэт А.С.Пушкин, ученый-востоковед И.Н.Березин, татарский религиозный и общественный деятель Ш. Марджани, братья-художники Чернецовы, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов и многие другие.

Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Культурный ландшафт Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника сохраняет свой неизменный вид уже в течение тысячелетия. Иерусалимский овраг возник еще в домонгольский период, Болгарскому городищу также удалось сохранить свои исторические границы, обозначенные оборонительными сооружениями в виде валов и рва.

Экспонаты музея

В музейных фондах Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника на сегодняшний день находится более 102 тысяч экспонатов, включая предметы археологии, нумизматики, живописи, скульптуры, графики, предметов этнографии, архивных документов и фотографий, предметов прикладного искусства и др. Некоторые экспонаты, найденные на территории музея-заповедника, переданы в Государственный Исторический музей г. Москвы, Государственный Эрмитаж, Государственный объединенный музей Республики Татарстан и даже Национальный музей Финляндии в г. Хельсинки.

Музейные экспонаты
Музейные экспонаты

В Болгарском музее-заповеднике хранятся достаточно ценные археологические коллекции, такие как Коминтерновский клад, Кожаевский клад и коллекция монументальной эпиграфики 13-15 веков. Коминтерновский клад был обнаружен случайно в 1983 году неподалеку от левого притока реки Кама. Предметы клада датируются 12-первой половиной 13 века и представляют собой комплект погребального инвентаря богатого захоронения периода Тюркских каганатов. В этой коллекции содержится 102 предмета из золота, серебра, бронзы и железа.

Экспонат музея
Экспонат музея

Кожаевский клад был обнаружен в 1988 году в ходе исследования булгарского селения, расположенного близ села Кожаевка. Исследователи относят клад к концу 11-началу 12 века. Коллекция немногочисленная, но интересная. Посетители могут увидеть массивную плетенную серебряную гривну, шесть перстней из серебра, которые были нанизаны на гривну, две височные подвески из золота, находившиеся внутри кольца гривны.

Кожаевский клад
Кожаевский клад

Коллекция монументальной эпиграфики возникла в результате реставрационных работ на территории музея-заповедника во второй половине 60-х годов ХХ века. Исследователи детально изучили форму, орнаментацию, шрифт, языки, структуру текста, технику изготовления и способы установки эпитафических памятников. Самые крупные и лучшие экспонаты коллекции представлены в Северном мавзолее.

При археологических работах разных лет на территории музея-заповедника и его округи было обнаружено и помещено в музейные фонды 17 кладов, в состав которых входит около двух тысяч монет различных исторических периодов. Наиболее интересными экспонатами нумизматической коллекции Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника являются: монета из Ольвии, 3 век до н.э.; монета позднеримская, 364-375 годы н.э.; китайская монета динатии Сун, начало 12 века; греческая монета принципиата Ахайя, вторая половина 13 века; египетско-сирийская монета Аюбидов, конец 12 века; германская монета Оттона I, начало 11 века. Найденные экспонаты свидетельствуют об высоком уровне ремесел и обширных торговых связях Волжско-Камской Булгарии.

В состав музея-заповедника входит ряд интереснейших архитектурных памятников, которые делают эту территорию особо ценным объектом культурного и исторического наследия общероссийского значения.

Архитектурные памятники Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника

Соборная мечеть и Большой минарет

Строительство этого архитектурного памятника началось после монгольского завоевания и окончилось в 60-х годах 13 века. Мечеть являлась главнейшим сооружением города и должна была являть собою мощь государства и величие ислама, поражая иноземных гостей своей красотой и размерами. В начале 14 века мечеть подвергалась небольшой реконструкции, скорее всего связанной с появлением оборонительных функций главного храма, который служил убежищем жителям в случае осады города. У каждой стены мечети появилась пристройка – многогранная крепостная башня. Возле северной стены мечети можно увидеть примыкающий выступ – это фундамент Большого минарета. К сожалению, это внушительное 24-х метровое здание рухнуло в 1841 году, сохранившись лишь на старых рисунках, чертежах и описаниях. Стилистически архитектура Соборной мечети представляет собой оригинальное направление восточного зодчества, которая сложилась в условиях севера. В конце 60-х годов ХХ столетия началась фрагментарная реставрация и консервация здания мечети, а с 1995 года ведутся работы по восстановлению Большого минарета.

Соборная мечеть и Большой минарет
Соборная мечеть и Большой минарет

Северный мавзолей или Монастырский погреб

В северной части историко-архитектурного комплекса, напротив Соборной мечети располагается Северный мавзолей. Его сооружение датируется 30-ми годами 14 века, мавзолей был построен в качестве семейной усыпальницы знатного болгарского рода. В начале 18 века здание стали использовать в своих целях монахи Успенского монастыря. Здание выполнено из белого известняка и частично облицовано туфовыми блоками. Северный мавзолей в тот же период, что и Соборная мечеть подвергся фрагментарной реставрации и консервации.

Северный мавзолей или Монастырский погреб
Северный мавзолей или Монастырский погреб

Восточный мавзолей или Церковь святого Николая

Со стороны восточного фасада Соборной мечети расположен Восточный мавзолей. Архитектура и история создания в точности повторяет все данные Северного мавзолея, с той лишь разницей, что в начале 18 века мавзолей был превращен в русскую церковь Святого Николая.

Восточный мавзолей или Церковь святого Николая
Восточный мавзолей или Церковь святого Николая

Успенская церковь

Здание церкви расположено в северной части городища, являющейся его историческим центром. Удачное расположение возле высокого откоса Волги позволяет издали видеть храмовую часть церкви и колокольню, доминирующую среди болгарских строений. Построена церковь была в 1732 году, на пожертвования казанского купца Михляева. При постройке рабочие использовали для фундамента камни от развалин болгарских памятников, а цокольная часть церкви выполнена из болгарских надгробных памятников, а также армянских и арабских надгробий, которые представляют сейчас большую научную ценность для исследователей. Стилистическое решение здания церкви можно отнести к так называемому провинциальному барокко. Реставрационные работы здания проводились несколько раз, а с 1970-го года в церкви располагается историко-археологический музей заповедника.

Успенская церковь
Успенская церковь

Ханские палаты или баня

Это здание располагается неподалеку от Восточного мавзолея, его постройка относится к середине 13-началу 14 веков. Современными археологами оно было открыто лишь в 1984 году. Очевидно, в конце 19 века сооружение было сильно разрушено, с целью заготовки камня для строительства из древних развалин. Здание являет собою остатки самой крупной и старейшей общественной бани Болгара. В ходе археологических работ был вскрыт основательный слой земли, убраны тонны грунта и каменных завалов. Сейчас экскурсанты могут увидеть подпольную систему отопления – каналы, делающие диаметральное разветвление и одну из печей. Среди находок при раскопках археологи обнаруживали керамику, монеты, древнейшие водопроводные трубы, элементы архитектурных деталей. Археологическое обследование Ханских палат происходило в 1984-1991 годах.

Ханские палаты или баня
Ханские палаты или баня

Черная палата

Здание Черной палаты расположенное в 400 метрах южнее комплекса Соборной мечети и примерно на таком же расстоянии восточнее комплекса Малого городка, является наиболее хорошо сохранившимся памятником булгарской архитектуры 14 века. Позднее, в начале 19 века в этом здании был устроен коптильный цех, поэтому здание и снаружи, и внутри действительно приобрело черный цвет.

Исследователи не пришли к единому мнению о назначении Черной палаты, так по одной из версии считается, что здание было судилищем. Судебный процесс производился ханом и советом из трех судей, при этом в здание судилища они входили каждый через свою дверь, расположенную соответственно сторонам света. Хан всегда входил в здание с западной стороны. В оформлении помещения можно заметить резкий контраст: высокий светлый куполообразный зал второго этажа, украшенный лепным декором, противопоставляется мрачному, без окон помещению первого этажа. Такое различие в оформлении свидетельствует в пользу версии о судилище: первый этаж вполне мог использоваться для временного содержания подсудимых, а богато убранный второй этаж вполне подходит для судебного зала.

Черная палата
Черная палата

Однако часть ученых считает, что здание могло быть мечетью или медресе (мусульманское учебное заведение), а некоторые и вовсе полагают, что Черная палата была ханакой с кельями. В странах Востока ханаки появились в ранние средние века и служили местом сбора и временного проживания странствующих дервишей. В основном план здания ханаки состоял из основного помещения – просторного молельного зала, вокруг которого были расположены жилые комнатушки-кельи для проживания паломников. В ханаке также вход осуществляется через четыре двери, символизирующие четыре толкования ислама.

В Черной палате имелись пристройки и обходная галерея с лестницами, поднимающимися на второй этаж. Археологические раскопки последних лет установили, что вокруг Черной палаты расположены фундаменты еще семи зданий, то есть когда-то она являлась одним из зданий целого архитектурного комплекса. Хорошая сохранность Черной палаты привела к тому, что в 70-х годах 19 века обществом Археологии, истории и этнографии Казанского университета в здании был устроен музей древностей. В 1884-1926 годах здание Черной палаты было отреставрировано красным кирпичом, что несколько нарушило исторический облик здания. Поэтому в 1976 году при проведении реставрационных работ большое внимание было уделено реставрации стен, вскрытию от поздних заделок проемов, а также очистке стен от поздних побелочных наслоений. Были восстановлены архитектурные лепные детали интерьера, лестница, которая связывала уровни двух ярусов.

Белая палата

Руины Белой палаты или бани 14 века расположены к югу от Черной палаты. На Востоке с древнейших времен баня представляла собой важнейший предмет быта, обеспечивающий достижение чистоты и опрятности, как одних из главных добродетелей освященных религией и обычаями. Белая палата состояла из раздевальни, комнат с холодной водой или бассейном и теплой водой для мытья, а также хозяйственных помещений. Согласно традиции баня разделялась на две половины – мужскую и женскую. Наряду с помещениями общего пользования, имелись в бане и отдельные номера для знатных гостей – с ваннами и фонтанами. Нередко в те времена бани являлись местом для отдыха, бесед и даже выступления ораторов, актеров и певцов. Проводились здесь общественные и политические собрания, формируя тем самым общественное мнение и политическое настроение народа. Для женщин бани зачастую бани были единственной «отдушиной» — местом, где они могли видеться и без помех проводить время. Арендуя бани на целый день, они устраивали здесь своеобразные праздники – пели, танцевали, обсуждали насущные проблемы.

Белая палата
Белая палата

Малый минарет

Здание минарета расположено в 500 метрах южнее комплекса Соборной мечети. Малый минарет был построен во второй половине 14 века, архитектурно повторяя здание Большого минарета Соборной мечети. Малый минарет являлся составной частью расположенных вокруг усыпальниц, кладбища, поминальной мечети. Здание минарета выполнено в виде массивного 11-12 метрового столба, нижнее основание в виде куба с помощью плоских треугольных скосов плавно переходит в промежуточный восьмигранный ярус, украшенный пальметками с шестью лепестками и соединенный с круглым основанием высокого цилиндрического ствола. На верхнюю площадку поднимается винтовая лестница из 40 ступеней. Есть в минарете несколько окон, которые расположены на разном уровне, а с западной стороны на уровне входа располагается ниша, которую увенчивает стрельчатая арка и две богато орнаментированные плиты. Исследователи полагают, что возможно ниша выполняла функции места сбора приношений. В начале 70-х годов ХХ столетия Малый минарет был отреставрирован и восстановлен. Найденные элементы были установлены на свои места, отремонтирована внутренняя винтовая лестница и вся облицовка здания.

Малый минарет
Малый минарет

Ханская усыпальница

Здание усыпальницы было построено в начале 14 века и располагается на территории бывшего кладбища, севернее Малого минарета. Северная и западная стена усыпальницы сохранились почти в полную высоту, по ним была произведена реконструкция здания. Усыпальница представляет собой квадратный мавзолей с входом, украшенным арочным порталом. Внутри здания были найдены 8 захоронений в ящиках-табутах, вещей и драгоценностей при усопших не было, по обычаям мусульманских обрядов захоронения.

Ханская усыпальница
Ханская усыпальница

Малый городок

Прямо у линии городских укрепительных сооружений, к югу от Черной палаты, примыкая к валу, располагается Малый городок. Он представляет собой небольшую, вытянутую с севера на юг и огороженную невысоким валом и неглубоким рвом, территорию. На территории городка находится площадь прямоугольной формы с каменными постройками, которая также огорожена рвом и валом. Малый городок был построен в 13-14 веках, и выполнял фортификационные оборонительные функции.

Малый городок
Малый городок

Вместе со строительством линии городских укреплений, происходившем в начале 14 века, форт влился в систему военно-инженерный сооружений Болгар, которая должна была прикрывать и контролировать главные южные ворота города. В истории архитектурных сооружений въездные ворота хорошо известны в городах Руси домонгольского периода – существовали такие укрепления в Киеве (Золотые и Софийские ворота) и во Владимире. Но строительная техника Малого городка имеет ряд особенностей, выделяющих ее среди памятников архитектуры 13-14 веков.

Посетителям

  • Международное название: Bulgarian state historical and architectural Museum-reserve;
  • Адрес: г. Болгар (Ремпублика Татарстан), ул. Назаровых, д.67;
  • Как добраться: Добраться до музея можно на автомобиле или автобусе из Казани;
  • Телефон: 8 (843) 473-04-56;
  • Режим работы: ежедневно, с 08:00 до 17:00;
  • Сайт: vbolgar.ru
  • Стоимость билета: взрослый 290-680 рублей, льготный 120-360 рублей.

В музее продается сувенирная продукция, осуществляются торжественные встречи гостей.

Комментарии2
  1. Фэрит

    Добрый день!
    Не могу найти в интернете вылитый из бронзы Барадж.
    Знаю, что он у Вас в запасниках.
    Прошу выслать фотографию, или ссылку сайта.
    С уважением!
    2014/07/08

  2. Nasy

    Приезжая на родину, всегда отправляемся на городище Болгар. Там всегда такое чувство, что как будто понимаешь, какие люди здесь жили: красивые, умные, сильные. Понимаешь, отчего так быстро город оправился от разрушений, нанесенных ордой, и стал опять Великим Болгаром и «ЗолотымТроном». Красота вокруг невообразимая и дышится легко-легко.

Добавить комментарий