Есть в городе Харькове музей, за резными дубовыми дверями которого детей и взрослых ждет встреча с удивительным и чарующим миром сказок. Харьковский музей театральных кукол не просто один из старейших в Украине, а еще и достаточно уникален в культурологическом и историческом значении, поскольку по всему миру музеев с подобной спецификой экспозиционных материалов не больше двух десятков.
Мысль о создании музея появилась в 1952 году, так как именно этот год ознаменовался для Харьковского театра кукол получением полноценного стационарного помещения. Чуть позже, руководствуясь решением Международной организации деятелей театра кукол UNIMA, в котором рекомендовалось всемирное создание по мере сил музеев кукол, в Харькове открылся Музей театральных кукол. Это произошло 5 октября 1954 года, а первые посетители музея могли увидеть небольшую выставку кукол, которые были задействованы в спектаклях Харьковского театра кукол.
После того как в 1968 году Харьковскому театру кукол было выделено новое здание, Музей театральных кукол получил в свое пользование весь третий этаж здания, на котором и были обустроены и оформлены три огромных экспозиции. Здание, являвшееся памятником архитектуры начала 20 столетия, было построено по проекту известного академика Бекетова, украсившего Харьков немалым количеством великолепных зданий.
В новом здании Музей театральных кукол принял первых посетителей 23 августа 1968 года. В течение нескольких лет третий этаж, принадлежащий музею, превратился в прекрасное выставочное пространство с уникальными и раритетными экспонатами. Во многом расцвету экспозиции музея поспособствовала советская организация UNIMA, в которой на одной из ведущих должностей был В.А. Афанасьев, худрук Харьковского театра кукол. Благодаря ему в тот сложный период стало возможным общение с зарубежными режиссерами, актерами и мастерами-кукольниками. В музей поступали экспонаты не только со всех концов огромной страны, но и из Польши, ГДР, США, Болгарии, Канады, Франции, Бельгии и других государств.

В наши дни музейные фонды насчитывают около 11 тысяч различных экспонатов, которые могут поведать историю искусства театральных кукол, а также историю и судьбы людей, которые связали свою жизнь с этим искусством. Куклы, афиши, макеты, сувениры, эскизы кукол, театральные программки и фотографии из разных стран помогают зрителям познакомиться поближе с историей развития мирового театра кукол в целом, и Харьковского театра кукол в частности. В 2002 году в музее произошла масштабная замена экспозиционного оборудования, а в течение трех лет, с 2005 по 2008 были глобально изменены сам экспозиционный материал. Это сделало музей более информационно насыщенным, более зрелищным и соответствующим современным требованиям.

В экспозиции музея представлен ряд бесценных кукол, выполненных первыми советскими кукольниками, есть уникальные подарки от московского Государственного центрального театра кукол имени С.В.Образцова, есть куклы зарубежных мастеров, которые были подарены музею знаменитыми кукловодами и режиссерами.
Вот некоторые (симпатичные и не очень) обитатели музейных стендов.
Гиньоль прибыл из французского города Лион, эта кукла является изображением рабочего парня, который трудился текстильщиком на шелковых фабриках Лиона. Его костюм, а также манера говорить полностью копировала рабочий класс, который очень любил выступления Гиньоля.
Гиньоль, по сути, сменил в кукольных пьесах популярного до начала 19 столетия куклу Полишинеля – прототипа русского Петрушки.
Мальчик Пукити приехал из Токио, его передал в дар руководитель японского театра «Пук» Т.Кавадзири. Мальчик Пукити, между прочим, становился лауреатом трех международных фестивалей.
А этот деревянный мальчишка вовсе не Пиноккио, и не Буратино, хотя его имя и переводится как «деревяшка» - Цэндэрикэ. В 1949 году в Бухаресте даже был открыт театр, названный именем Цэндэрикэ, столь популярного на родине.
А вот и знаменитый Петрушка, давший начало целой системе кукол, которая называется перчаточной или петрушечной. Это когда куклу надевают на руку и кукловод тем самым своей рукой и пальцами заменяет тело куклы.
Горбатый, с длинным носом, смешной и часто уродливый, в шутовском колпаке с бубенчиком, Петрушка, тем не менее, был любим народом, ведь часто на долю куклы выпадало восстановление справедливости. Народные актеры, которые озвучивали Петрушку, использовали специальный пищик, в результате голос Петрушки становился высоким и визгливым. История возникновения Петрушки на Руси насчитывает несколько веков, во всяком случае письменные свидетельства, описывающие мастера-кукольника с подобной куклой, относятся к 1635 году.
А вот истинная представительница своей эпохи – Пионерка Нюра. Ее сложно назвать куклой, скорее это скульптура, которая умеет двигаться, настолько она монолитна и внушительна.
Это творение первых советских кукольников супругов Симанович-Ефимовых. Примечательно, что Пионерке Нюре харьковские школьники той эпохи, вступающие в ряды пионеров, давали клятву, словно настоящему человеку.
Сходили с детьми на программу Московского Планетария "Формула Дня Рождения". Было замечательно! Понравилось всем: и детям, и взрослым.Отличная организация всего мероприят...
Публикация: Интерактивный музей "Лунариум"
Сколько стоит?
Публикация: Музей воды в Киеве
Очень красиво, хочу побывать там
Публикация: Музей-усадьба Кусково
Была там очень давно, мечтаю посетить и получить удовольствие еще и еще раз.Незабывамое впечатление
Публикация: Музей-усадьба Кусково
Ливадийский дворец поражает своей красотой, первозданностью природой! Сюда хочется вернуться вновь, но уже в реальном времени!
Ливадийский дворец просто прелесть!
Публикация: Государственный музей «Ливадийский дворец»