Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского

Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского в Феодосии является уникальным всемирно известным музеем маринистической живописи. Вся коллекция картин, находящихся на сохранении в галерее, посвящена исключительно морской тематике и насчитывает около 12 тысяч произведений.

История создания

Создание галереи в 1880 году стало ярчайшим событием конца 19 столетия в культурной жизни южной части Российской империи. Основателем галереи был великий русский художник И.К.Айвазовский, именно по его проекту был выстроен специальный выставочный зал, вплотную примыкавший к дому художника, который был построен в Феодосии в 1850-х годах. Сам дом художника являл собою образ и подобие итальянских загородных вилл в стиле эпохи Ренессанса. Он был расположен за городской чертой, на берегу Черного моря и удивлял гостей художника своими размерами, внушительным главным фасадом, который был богато декорирован привезенными из Италии мраморными и керамическими скульптурами. Импозантные интерьеры парадных гостиных были выполнены специально для торжественных приемов гостей. Открытие картинной галереи состоялось 29 июля 1880 года – в день рождения Айвазовского. Галерея сразу же завоевала широкую популярность не только в Феодосии, а далеко за пределами Крыма, к тому же это был первый и единственный на тот момент музей одного художника.

Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского
Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского

В 1890 году художник провел реконструкцию галереи, подвергнув переделке крышу, которая стала представлять собой большой стеклянный купол, что, несомненно, улучшило освещение картин в экспозиционном зале. Первые двадцать лет существования галереи, при жизни Айвазовского, экспозиции в галерее не были постоянными, поскольку Айвазовский устраивал множественные выставки своих полотен и в России, и за ее пределами. Большинство картин на выставках, как правило, продавались и назад в Феодосию уже не возвращались. Но, творивший без устали, Айвазовский очень быстро наверстывал «потерянные» картины, так что за несколько месяцев зал экспозиции был вновь заполнен произведениями. Такой режим выставок приводил публику в восторг – получалось, что зрителям в галерее всегда были гарантированы новые впечатления.

Экспонат музея
Экспонат музея

Наиболее многолюдно было в галерее летом и осенью, когда на период благодатного «бархатного сезона» прибывала в Феодосию на пассажирских пароходах знатная и богатая публика из больших городов Российской империи. Особенно нравилось посетителям галереи, когда к собравшимся в зале гостям спускался из мастерской сам Айвазовский. Художник любил побеседовать с гостями, а иногда и работал в присутствии публики.

После смерти И.К.Айвазовского в 1900 году, согласно его завещанию, картинная галерея вместе с находящимися в ней полотнами отходила в собственность Феодосии – родного города художника. С уходом художника замерла и жизнь в галерее, городская дума назначала различных смотрителей музея, но никто из них не мог заменить великого мастера. С началом Первой мировой войны из-за угрозы бомбардировок с моря, находящиеся в галерее картины были вывезены в Симферополь. Вернулась коллекция в родные стены только в начале 1920-х годов, к этому времени галерея уже была национализирована новой советской властью, и с 1922 года галерее был присвоен статус государственного музея.

Интерьер музея
Интерьер музея

В 1923 году в галерею пришел новый директор – Н.С. Барсамов, который посвятил ей более 50 лет своей жизни. Одаренный педагог и талантливый художник, Н.С.Барсамов стал автором самого полного и обширного исследования жизненного пути и творчества Айвазовского. С годами постепенно трансформировалась концепция самой галереи – из исключительно монографической коллекции экспозиция музея стала преобразовываться в коллекцию пейзажную, в основном маринистической направленности.

В период Великой Отечественной войны музейные фонды галереи были эвакуированы в Ереван. Через год после окончания войны, в мае 1946 года, здание было восстановлено и приняло в своих стенах после пятилетнего перерыва посетителей.

Зал музея
Зал музея

В 2001 году, согласно указу Президента Украины, галерее был присвоен статус Национальной. В наши дни Национальная картинная галерея имени И.К.Айвазовского является уникальным комплексом, демонстрирующим своим посетителям произведения живописи и графики, архивные документы и фотографии, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства. Всего в музейных фондах галереи насчитывается более 12 тысяч экспонатов. Галерее принадлежит и самая обширная в мире коллекция произведений Айвазовского – 417 работ художника.

Экспозиции музея

Сейчас экспозиция музея располагается в двух зданиях – в доме И.К. Авазовского и в доме его сестры. Одна из самых новых экспозиций носит название Особая кладовая, в ней экспонируются ценные вещи, принадлежавшие семье Айвазовского, который в свое время был одним из богатейших художников России. Дом сестры художника расположен по соседству с галереей, здесь посетители могут ознакомиться не только с циклом картин Айвазовского на мифологические и библейские темы, но и с работами великих современников художника – Волошина, Богаевского, Лагорио, Куинджи, а также с произведениями художников-маринистов советской эпохи.

Посетителям

  • Международное название: Aivazovsky National Art Gallery;
  • Адрес: г. Феодосия (Республика Крым), ул. Галерейная, д. 2;
  • Как добраться: Добраться до музея можно автобусами № 1, 2, 4, 5, 101, 107 и др.;
  • Телефон: 8 (36562) 3-02-79;
  • Режим работы: четверг-понедельник, с 10:00 до 17:00, вторник с 10:00 до 14:00, среда выходной;
  • Сайт: feogallery.org
  • Стоимость билета: взрослый 300 рублей, школьники, студенты и пенсионеры 150 рублей.

В музее можно приобрести сувенирную продукцию.

Комментарии6
  1. Виктор

    В начале июля этого года я приехал на три дня в Феодосию, чтобы посмотреть памятники истории, архитектуры и культуры. Все они находятся в удручающем состоянии, как впрочем, и в других городах Крыма. Но больше всего меня расстроило и возмутило состояние дел в Национальной картинной галерее имени И.К.Айвазовского.
    Единственной мерой для защиты картин от вредного воздействия окружающей среды является недопущение посетителей в пляжной одежде и в мокрой одежде после дождя. И все!
    О какой сохранности картин можно говорить?
    1.Когда в помещениях нет ни одного прибора измерения температуры и влажности.
    2.Когда окна и балконные двери открываются, если смотрительницам становится жарко?
    3.Когда в первом здании в гардероб заставляют сдавать все (и это правильно), а во втором не берут ничего, вынуждая ходить по залам с сумкой.
    4.Почитайте, что пишут неравнодушные люди: «Как на самом деле хранятся и экспонируются в галерее Феодосии полотна И.К. Айвазовского. Черепичная кровля после полной перекладки протекает в 24 местах (до ремонта протекание было в трех местах), в трех местах сползание черепицы с кровли. Не смонтированы водоотливы. В двух местах есть вероятность обрушения кровли на «Вилле маэстро».
    Пункт 3. – это административный идиотизм директора, который вместе с пунктом 4. говорит о полном несоответствии должности.

  2. hatidge

    В провинциальной Феодосии кроме моря еще есть две достопримечательности — домик Грина и галлерея Айвазовского. Каждую картину можно рассматривать бесконечно долго, что мы и делали, находясь на отдыхе в этом славном городке. Айвазовского до сих пор почитают в городе — очень много сделал для Феодосии: открыл школу искусств, был инициатором строительства железной дороги, занимался благоустройством города.

  3. РоманБ

    Уникальный художник, уникальный музей. Говорят, К. Айвазовский мог нарисовать воду в любом состоянии, даже кипящую (только не мог нарисовать самовар). Музей полон прекрасных пейзажей, он понравится тем, кто любит море, а тех, кто его (море) не любит — заставит влюбится в эту стихию.

  4. Svetlana

    Я тоже помню эту картину, где с любого места зала видна лунная дорожка на картине и она идёт именно к вам. Такой талант был у Айвазовского — передавать волшебно красоту моря.

  5. tigry1

    Летом 2010 года мы были в пос. Орджоникидзе под Феодосией, и конечно пошли в музей Айвазовского. Особенно впечатлила картина, где лунная дорожка изменяет свое направление. Не верите? Посмотрите своими глазами!

  6. Lilya

    Действительно хорошая галерея.
    Лично мне очень нравятся картины Айвазовского, поэтому приезжая в Феодосию, всегда её посещаю.
    Из самых запоминающихся деталей — палитра художника с остатками краски, как будто только что рисовал и вышел на минутку)
    Белый рояль.
    Картины "Путешествие Посейдона по морю"
    и огромная картина "Среди волн" — смотришь — сложно представить как долго это рисовалось и сколько потребовало терпения!
    Кстати, кто был в "Особой кладовой"? а то я когда была, она ещё не работала=(

Добавить комментарий