Антонио Гауди – великий маг из Барселоны (Antoni Gaudi)

Антонио Гауди – великий маг из Барселоны (Antoni Gaudi)

Творчество знаменитого архитектора, соответствуя общепринятой классификации, можно причислить к стилю «модерн». Однако на самом деле уместить в рамки определённого стиля произведения мастера из Барселоны невозможно. Чёткого определения стиля Гауди нет, его творчество развивалось параллельно стилю модерн (по испанской традиции называемый «модернизмо») и имело свои законы и правила.

В течение своей жизни Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) воплотил в жизнь восемнадцать проектов архитектуры и большая часть зданий, выстроенных по проектам каталонского зодчего, расположены в Барселоне. Этот город был и домом архитектора и его лабораторией, в которой он ставил необыкновенные архитектурные опыты. Каталония вообще является местом довольно необычным и вовсе не потому, что она сливает воедино готику и мавританский стиль.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

Фраза: «Гауди либо сумасшедший, либо гений», произнесённая одним из преподавателей, во время выпускного экзамена, стала крылатой, и её применяют, описывая творчество и жизнь архитектора. Вероятно, что когда-нибудь необычного архитектора ХХ века причислят к святым и благодаря архиепископу Барселоны эта процедура началась в 1998 году. А почему нет? Ведь архитектор считал своим предназначением понять устройство мира и возводить его вместе с самим Богом.

Многие века архитекторы старались украсить свои творения лепниной и статуями, скрывая основные конструкции, которые основывались на простых геометрических объёмах. Гауди, однако, старался их совсем не использовать в своей работе. Его постройки напоминают неизвестных животных, скалы, растения, где стены, двери, крыша и окна причудливо искривлены. Для того, чтобы помещения не резать, архитектор создал собственную систему перекрытий – безопорную. Гениальная фантазия тонко сочетается с точными математическими расчётами, желанием и умением работать с неизвестным строительным материалом. Начиная стройку, он даже не имел готовый чертёж здания. Великий архитектор считал каждый дом, возведённый им – одушевлённым созданием и трогательно верил, что его постройки нуждаются в свободе для дальнейшего роста. Иногда готовые уже помещения шли под снос, просто не понравившись Гауди. Его творческому процессу никто не должен был мешать.

Фортуна улыбнулась Гауди во время его творческого роста. У него произошла встреча с человеком, разделяющим его взгляд на архитектуру. Крупный промышленник, меценат и эстет Гуэль Эусебио стал для Гауди «финансовым» ангелом хранителем. Архитектор завершил в 1883 г. дом касса Винсенс, своеобразная интерпретация дворцов тысяча и одной ночи, которая привлекла внимание Гуэля. После чего он и познакомился с его автором.
Для своего дружественного покровителя архитектор создал городской особняк (1886-1888) и усадьбу (павильоны) (1885-1888). Немногим позже он работал над проектом парка Гуэль (1903-1910). Город-сад, возникший на лысой горе – Монте Пелада, первоначально задумывался как убежище от развивающихся индустриальных кошмаров ХХ века. Предполагалось поделить парк на шестьдесят частей и реализовать участки для строительства домов состоятельных людей. Однако, были проданы всего два участка, и один из них купил сам Гауди. Самое оптимистичное творение архитектора имело главную достопримечательность – скамью-змею, ставшую необыкновенным памятником бесконечности. Поверхность скамьи испещрена странными, магическими символами и знаками. Даже этот нереализованный проект не смог разлучить двух друзей.

Творения архитектора сосредоточены в квартале Эщампле. Чего стоит дом Батло (1904-1906) в чешуе-мозаике, благодаря которой дом меняет цвет зависимо от освещения. Жители Барселоны прозвали его «Домом костей». Хватит одного мимолётного взгляда на постройку, чтобы осознать причину такого названия. Решётки балконов и окон каса Батло ассоциируются с фрагментами костей скелета непонятного огромного животного.
Другой достопримечательностью квартала является дом Мила (1905-1910), чаще всего называемый жителями Барселоны – «Ла Педрера», означающее «Каменоломня». Это невероятнейшей странной красоты жилой дом во всей столице Каталонии, и может быть мира. Сальвадор Дали, являющийся ещё одним фантазёром Барселоны, однажды сказал, что эта постройка схожа со смятыми волнами во время шторма.

В этом же квартале обрело жизнь самое удивительное творение архитектора – собор Святого семейства. Новый завет приобрёл существование на бетоне и камне Саграда да Фамилиа. Здание в стиле сюрреалистической готики, на стенах которого обрели пристанище святые, саламандры, улитки, черепахи… Сорок три года своей жизни Гауди посвятил этому храму, и полностью занялся ним с 1910 г.

Последний величественный собор Европы строится и сегодня. Архитектор предчувствовал, что завершения строительства храма он не увидит. Многие склонны верить, что Гауди имел тайный желание – чтобы возведение соборы продолжалось вечно. Чтобы создать программу для расчётов продолжения создания Саграда да Фамилиа, пришлось использовать программу НАСА, которая рассчитывала траекторию полётов космических кораблей.
Стены возводимого собора стали последним пристанищем Гауди в конце жизни. Денег за труд он не требовал, а напротив все имеющиеся свои средства вложил в постройку Саграда да Фамилиа. Немощного старика в лохмотьях трагически сбил трамвай и ни один из свидетелей этого происшествия так и не опознал великого архитектора. Гауди похоронен в том же соборе, под сводом арок, состоящих из переплетающихся «ветвей» каменных колонн.
Величайшее своё творение архитектор описал такими словами: «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды…»

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Комментарии2
  1. Катерина

    Гауди был поистине гением. Без него лицо Барселоны было бы другим. Его Парк Гюэль, Каса Батло, собор Саграда Фамилиа настолько гармонируют с окружающим миром, что создается впечатление, что человек не мог бы такого создать. А ведь все гении отчасти сумасшедшие.

  2. Irina1971

    Когда Гауди спрашивали, зачем он затеял грандиозное строительство Саграда да Фамилиа на заре своей жизни (было ясно, что завершить свою работу он не успеет), великий архитектор ответил :"Тому, для кого я это строю, некуда торопиться, у него в распоряжении всё время мира". Человек был действительно гениальный и своеобразный.

Добавить комментарий