Профессор кошмаров Иероним Босх (Прадо. Museo del Prado)

Профессор кошмаров Иероним Босх  (Прадо. Museo del Prado)

Не зря Иеронима Босха художники-сюрреалисты благоговейно назвали «почётным профессором кошмаров». Хотя Босх и являлся современником Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, его работы вносят сомнение в душу зрителя. Но основное мнение склоняется к тому, что творчество его также загадочно, как и улыбка знаменитой Мона Лизы. К его произведениям чаще всего применимы такие эпитеты, как пугающие, странные и непонятные. Самые тёмные страхи и суеверия, пугающие человечество испокон веков воплотились в реальность. Адские бездны, пылающие всепожирающим огнём, разверзлись, извергая на землю прислужников Зла, ищущих свои жертвы. В изображениях инфернальных нереальных существ, пугает маниакальная точность Босха, который пугающе правдоподобно рисует сцены терзания рода человеческого.

Собрание творений нидерландского художника экспонируется в Прадо только благодаря испанскому правителю Филиппу II, мрачному представителю королей, которого Жюль Мишле – французский историк назвал привидением, исчезнувшим в покоях дворца окутанных мраком – Эскориала. В коллекцию вошёл великолепный триптих, кошмар гениальности – «Сад наслаждений» (1510). Во время создания этой коллекции соотечественники мастера, считали правителя, тогда Нидерланды являлись частью империи Габсбургов, существом таким же непривлекательным, как и чудовищные фантом, жившие странной жизнью в творениях.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

О личности самого Иеронима Босха практически не известно ничего. Настоящее имя художника Иеронимус Ван Акен, а «Босх» – это псевдоним, произошедший от названия города, в котором родился мастер – Гертогенбос. Этот город был одним из крупнейших в Брабантском герцогстве. Хотя Босх и считается потомственным художником, нет ни единой работы, подписанной именем его династии. Вероятно мастер скончался в возрасте в 65-летнем возрасте и вполне вероятно, что выгодно женившись, он обеспечил себе творческую свободу.

На сегодняшний день Босху приписывается около тридцати произведений, которые зритель может лицезреть в залах. Собственно говоря, и всё. Поскольку отсутствует собственная биография, существует, благодаря сочинителям, множество различный версий его жизнеописания. Некоторые считают его средневековым сюрреалистом и первым человеком, без знания фрейдистских теорий, оценившим значение подсознательных образов. Однако в отличие от сюрреалистических произведений, его творения не созданы из невесомости сновидений. Кошмары его реалистичны. Многие склонные верить, что работы его содержат в себе некую шифровку секретов астрологов, алхимиков, колдунов того времени. Другие относятся к художнику как к еретику, прозывая его адептом сект, находившихся под запретом, хотя всем известно, что Босх состоял в Братстве Девы Марии и слыл достаточно религиозным.
Примечательно, что художники современности воспринимают иначе его произведения. Испанский король, католик до фанатичности, зрел в картинах религиозные назидания, предостережения для людей верующих. Однако именно богословы Испании в конце XVI века, увидали в картинах Босха откровенную ересь, но затем их оправдали.

Коллеги Босха особенно ценили его колористический дар и старались перенимать особенно эффектные методы. Однако обыватели видели в творениях обычные щекочущие нервы «ужастики», относясь к ним так же, как мы сейчас относимся к рассказам Стивена Кинга. История Северного искусства, написанная Карлом Ван Мандером, аналогично описанию итальянского искусства Вазари, содержит в себе такие строки о творениях Босха: «удивительные и странные фантазии… чаще неприятные, чем ужасные».

В какой же версии наиболее точно отражена действительность? Принимая во внимание отличия той эпохи, во время которой Босх писал живописные ужасы, истина была за королём Испании. XV столетие – человечество ждёт Апокалипсиса. Во времена этой эпохи часто используемым сюжетом в искусстве Европы становится «Пляска смерти» – «Danse Macabre», где изображается страшный хоровод живых и мёртвых.

Человеку того времени всё напоминает о бренности и скоротечности сущего. Как художники, так и проповедники во всеуслышание утверждают, что исчезнут слава, красота, сила, все мирские наслаждения, и что только душа может спастись. Конечно, об этом говорилось достаточно редко, всё чаще смаковались страшные наказания за грехи и картины наступившего разложения. Таким образом, картина Босха «Сад земных разложений» с изображением всего человечества, попавшего в ловушку грехов – это творение, которое впитало атмосферу той эпохи и ставшая её символом, как в принципе, и остальные творения художника.

Но создателю страшных чудовищ и химер, иногда всё же, наскучивали пейзажи глубин ада, и тогда его взор обращался к сияющим небесам. В коллекции Прадо можно увидеть одно из гармоничных и светлейших его произведений – триптих «Поклонение волхвов», создаваемый в одно время с «Садом земных наслаждений».

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Комментарии2
  1. Элина

    Да-да, это не Босх. Это картина "Данте и Вергилий в аду" написанная Вильямом Адольфом Бугро в 1850.

  2. alex_xx

    А почему картина-то на рисунке не Босха? Это же Бугеро из коллекции Парижского музея д'орсе

Добавить комментарий