Непонятный художник — Гойя (Прадо, Museo del Prado)

Непонятный художник - Гойя (Прадо, Museo del Prado)

Крупнейшим художественным собранием Испании, по праву, считается Прадо, в котором зритель может насладиться произведениями самых лучших художников школ Европы, главными картинами мастеров Испании. Но в этом ярком калейдоскопе произведений нельзя найти аналогичных творчеству Гойи картин. Франсиско Гойя – великий художник романтизма Испании, в парадоксальности и мрачности которого нет сомнений. Таинственной аурой окутаны его произведения и жизнь художника. Эти тайны создали восхищённые точными образами и мирами Гойи в последующем потомки. По его рисункам, картинам, гравюрам художники начали писать его непонятную жизнь.

Благодаря отечественным критикам, мы узнали многое о картине критиков «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», но это произведение лишь грань того многогранника, которым является его наследие – обширное и несоизмеримо разнообразное.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

В начале его творчества, в течение нескольких десятилетий, ничто не предсказывало рождение тёмных глубоких миров с живущими в них демонами и чудовищами, подаривших художнику огромную славу. Долгие годы Гойя работает над милыми, обыкновенными произведениями в которых присутствует дух французского рококо. Они есть в Прадо и по сей день. Однако с трудом верится, что прекрасных кавалеров и дам в шикарных нарядах написал автор знаменитых фресок «Дом глухого» (дому художника потом дадут это название). В коллекции Прадо есть эти фрески, которые уже на холстах экспонируются в залах музея в Мадриде.

Жизнь Франсиско Гойя-и-Лусиентеса была достаточно долгой – 82 года. В первые годы творческой деятельности Гойя, вместе с его учителем (обычным непримечательным художником). Занимался церковной и монастырской росписью в окрестностях Саргосы, близ которого он был рождён в 1746 году. Поездка в Мадрид и Италию закончилась тем, что в 29 лет он переселился в столицу королевства Испании. Здесь начался «гобеленовый» этап творчества Гойи. Почти 16 лет он трудится над созданием «картонов» для фабрики, выпускающей гобелены.

В этот период Гойя известен среди специалистов, но практически неизвестен зрителям. Великие творения у художника ещё впереди. Он становится известен как отличный портретист и получает должность придворного художника в 1786 г., а в прошествии пяти лет ему отдаётся роль первого придворного живописца короля Испании. Таким образом, Гойя повторяет жизнь Веласкеса, служившего для него образом для поклонения.

Главной его работой в этот период становится парадный семейный портрет Карлоса IV, ставший интерпретацией «Менин» художника XVII столетия. И снова в сумраке холста видны фигуры, разодетые в придворные парадные наряды, взгляд художника из-за мольберта… но выражение лиц портретируемых, лиц вырождающейся королевской династии, лиц придворных шутов века творчества Веласкеса, не лица правящих королей. Притом, что одна из изображённых фигур – невеста наследника, а лица вовсе нет, поскольку на момент создания семейного портрета кандидатура ещё не была определена. По замыслу, которому не суждено было сбыться, Гойя или приемник его должны были вписать лицо в готовый портрет.

Зрители, посещающие музей Прадо, семейный портрет разглядывают с нескрываемым удивлением, потому что больше всего изображение имеет сходство с карикатурой и довольной злой. Однако ж заказчики портрет приняли, притом что художник расположение королевское не потерял. Понимание придворных портретов как реалистичных, привитых испокон веков династии Габсбургов мастерами Веласкесом и Тицианом, пересиливало чувство самолюбия монаршей семьи. Гойя сохраняет свою должность и по-прежнему получает множество заказов из дворца. К примеру, фаворит королевы принц Годой, заказал знаменитых нынче Мах – «Маху обнаженную», «Маху одетую», вызвавшие большой резонанс в обществе. Легенда связывает эти портреты с личностью герцогини Альбы, которая была знатной и достаточно бесшабашной особой. Совсем недолгое время она являлась возлюбленной Гойи. Однако это всего лишь легенда и кто на самом деле была модель срыто за мраком прошлого.

В 1792 году Гойя перенёс странную тяжёлую болезнь и чудом выжил, полностью утратив слух. Этот период – переломный в его жизни, после чего мир получил нового Гойю – великого мрачного гения испанского романтизма. Испанского не по значению, но содержащего в своих творениях испанский дух, плоть и кровь.

Глухой Гойя открыл и увидел новые миры – страшные и странные. Теперь он стал видеть совершенно другую реальность, где не было места привычным границам и законам. Новое видение открывшегося мира вылилось в своеобразный манифест, серию гравюр «Капричос», которая изначально создавалась как работа просветительская. Некоторое время Гойю связывали близкие отношения с представителями испанского общества просветителей, где, вероятно, он принял их идеалы. На листе № 43 содержится ответ про истоки нового оригинального искусства Гойи. Художник подарил ему имя «Сон разума рождает чудовищ» и под ним стоит надпись: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес».

Теперь Гойю покинул разум и школа, на которую он и до этого времени не обращал внимания. Его увлекает муза странствия по самым отдалённым местам души человека, его сновидениям и подсознания. В его живописи звучат отныне тёмные глубокие звуки, и в спутники он выбирает испанского демона, беса, живущего к крови самой Испании, и её земле. Знаменитый соотечественник художника, поэт Федерико Гарсия Лорка, дал ему имя «дуэнде».

После вторжения армии Наполеона в 1808 г. в пределы Испании, начинается нескончаемая кровавая партизанская война – герилья. Расстрел повстанцев был написан Гойей в 1814 г, поле изгнания из Испании французов. Пару творению составила картина «Восстание на Пуэрто-дель-Соль», с изображением страшной гибели участников. Эти картины участвовали на торжественном шествии, прошедшем в честь освобождения Пиренейского полуострова от захватчиков. Однако война, изначально ставшая освободительной, перерастает в трагическую гражданскую войну, борьбы против всего и всех. Теперь кошмарные видения стали ужасной реальностью. Знаменитые и по сей день фрески «Дом глухого» являются апофеозом «чёрной живописи» художника. Ужасающие видения демонов и бесов, титанов и богов. В мрачных картинах не увидеть луча надежды и малейших признаков оптимизма.

К концу жизни Гойя всё же создал несколько более жизнерадостных произведений, когда бежал на территорию Франции от страшных испанских реалий. Однако известность Гойи связана не с последними картинами. История искусства чтит его как мастера олицетворения фантазий и тёмных сновидений.

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.
Добавить комментарий