О музее
Есть в Тунисе одно замечательное место, посещение которого строго рекомендовано всем туристам. И это не Карфаген, как многие успели подумать. Безусловно, Карфаген очень известен за пределами Туниса, друзья и знакомые, конечно будут в первую очередь расспрашивать о нем (если они, конечно, имеют хоть какое-то представление о Тунисе). А вот о Бардо точно расспрашивать не будут, потому что это место известно немногим. Но поверьте, Бардо гораздо интереснее Карфагена.
Добраться до музея Бардо можно двумя способами: во-первых, с организованной экскурсией, во-вторых, самостоятельно – на поезде, и лучше всего на экспрессе. Большой плюс экскурсионной программы – это то, что можно за один раз посетить три места. Обычно на экскурсию возят сразу в Карфаген, Бардо и Сиди-Бу-Саид. Минусы у организованных экскурсий сами знаете, наверное, какие: вечно спешащий гид, толпа туристов, шаг влево, шаг вправо – запрещен! Если не побоитесь добираться самостоятельно, увидите музей Бардо примерно через полтора часа.
Кстати, на вокзале Туниса можно бесплатно разжиться планом Туниса и задать сотрудникам специального информационно-туристического офиса все интересующие вопросы. Кассиры на вокзале, проводницы в поезде-экспрессе, сотрудники туристического офиса говорят по-английски и, конечно же, по-французски (французский язык в Тунисе второй по распространенности после государственного). Так что не бойтесь общаться!
По прибытии на место туристы бывают обычно удивлены – здание музея Бардо весьма внушительно выглядит по сравнению с обычными арабскими музеями. Сам музей представляет интерес и архитектурой, и интерьерами. В интерьерах очень привлекают внимание потолки, расписанные с таким искусством, что порой не хочется отрывать взгляд.
Искусная роспись на потолках вообще свойственна многим тунисским историческим местам. Иногда даже создается впечатление, что богатые тунисцы только тем и занимались, что возлежали на своих диванах да задумчиво созерцали потолок. Европейцам тоже, конечно было свойственно делать роспись на потолках, но ведь и стены в таком случае были тоже украшены произведениями искусства. К тому же орнаменты на тунисских потолках больше настраивают на философский лад, чем картины на европейских потолках.
Но самой большой достопримечательностью музея Бардо являются мозаики. Их не просто много, их – множество! Пол и стены украшают мозаики различной степени сохранности и на самую разнообразную тематику.
Они настолько привлекательны, что статуи, барельефы и другие экспонаты попросту теряются на их фоне. Единственное о чем приходится жалеть, так это о том, что не все мозаики имеют таблички с описанием, а там где описание есть, оно, к сожалению, недостаточно информативно.
История
Бардо место с богатой историей, и прежде чем стать музеем, ему довелось очень длительный срок быть резиденцией тунисских Султанов и беев. История Бардо началась во времена правления династии Хафсидов (1236-1574) в этом месте решили построить загородную резиденцию правителей Туниса. Использовалась она исключительно для отдыха, никакие официальные встречи на территории Бардо не проводились. К 16 столетию в этих местах стали появляться беженцы из Андалузии, которых изгнал Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская. Приход новых поселенцев на эти земли был благоприятен для местности: беженцы, умудренные богатым сельскохозяйственным опытом (особенно по части фруктовых деревьев), сумели превратить многие земли на территории арабской Африки в цветущие и прохладные сады. То же самое стало и с областью вокруг Туниса, что же касается самого слова «бардо», то исследователи склонны считать, что оно на мавританском наречии означало «прохлада».
После перехода Туниса в господство Оттоманской империи, в 1574 году, о судьбе Бардо почти ничего не известно. Пока не настала эпоха правления Мурадидов, и Бей Мурад, правивший в 65-75–х годах 17 столетия, не сделал Бардо своей официальной резиденцией.
Различные беи владели дворцом до конца 19 столетия, и за эти годы дворец был существенно расширен и декорирован самыми лучшими мастерами. Сюда были приглашены и местные, и иностранные мастера, а материалы для отделки зачастую выписывались из Европы. Большей частью в деле импорта преуспела Италия, которая поставляла в Тунис древесину и мрамор, драгоценные и полудрагоценные камни и так далее.
В 1881 году Франция установила протекторат над Тунисом, и уже в ноябре 1882 года был создан указ, предписывающий создание в стране музея. Изначально во дворце Бардо под экспозицию была отдана женская часть дворца (гарем) и резиденция принцев, помещения которой примыкали к основному дворцу. Основой экспозиции стали частные коллекции министра Хазандара, но вскоре фонды музея стали очень быстро пополняться как дарственными подношениями, так и экспонатами, найденными в ходе археологических раскопок.
Причем находки были настолько разнообразны и принадлежали различным историческим периодам и культурам (Карфаген, пунические войны, христианская культура, арабо-мусульманская). Экспонируются в музее Бардо даже древнегреческие предметы из бронзы и мрамора, которые были найдены в ходе подводных экспедиций.
Посетителям
- Международное название: Bardo Museum in Tunisia;
- Адрес: г. Тунис, Le Bardo, Musee National du Bardo;
- Как добраться: Ближайшая станция метро «Bardo»;
- Режим работы: ежедневно, с 9:00 до 17:00 (летний период), с 9:30 до 16:30 (зимний период);
- Стоимость билета: вход 3,2 евро (сентябрь 2018).
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Просто потрясающий музей, посетив который никто не останется равнодушным. Рекомендую всем, будучи в Тунисе обязательно его посетить.
Странно видеть в мусульманской стране, какой отчасти является Тунис, изображения людей, ведь Кораном это запрещено. Радует, что такие редкие фрагменты искуства можно увидеть в таком музее.
Прочитав статью про музей Бардо в очередной раз восхитился мастерством человека. Прекрасные своды, искусные мозаики навевают мысли о вечности.