Дом-музей Рубенса в Антверпене

Дом-музей Рубенса в Антверпене

Бельгийский город Антверпен связан с именем великого художника Рубенса, такими же крепкими узами, какие связывают Амстердам с Рембрандтом, Венецию – с Тицианом или Тинторетто, а Гарлем – с именем Хальса. Многие исторические места в городе напоминают о пребывании здесь художника, и самое главное из них – это дом-музей Рубенса в Антверпене. Его вполне можно причислить ко всем тем многочисленным шедеврам, которые оставил Рубенс после себя потомкам. Собственно, статус музея дом получил сравнительно недавно, в 1946 году, но занял прочное место в ряду бельгийских музеев.
Дом-музей Рубенса городские власти выкупили только в 1937 году, а до этого в течение двухсот лет магистрат города периодически поднимал вопрос о его покупке. Прежде чем дом получил статус музея в 1946 и стал филиалом Королевского музея изящных искусств в Антверпене, здание подверглось многолетней реставрации и внутренних помещений, и наружного вида.
За постройку собственного дома Рубенс принялся в 1611 году, когда он, вернувшись из Италии, несколько лет прожил в доме тестя Яна Бранта. С приобретением большого участка земли на Ваарштраат, началось семилетнее строительство дома и мастерской. Проект здания был разработан, скорее всего, самим Рубенсом, ведь будучи в Италии он внимательным образом изучал архитектуру и даже издал потом работу о генуэзских строениях. Фасад дома выходит на современную Рубенсштраат, улицу, названную в честь художника.

Дом-музей Рубенса в Антверпене

Жилые комнаты располагались в средней части и в левом флигеле, а в правом флигеле находилась мастерская Рубенса. Внутренний двор замыкается с четвертой стороны портиком, имеющим три арочных пролета. Та часть здания, в которой располагались жилые комнаты, выстроена в старофламандском духе и внешне выглядит достаточно скромно, мастерская же, портик и павильон в саду относятся к стилю барокко и щедро украшены скульптурами. Антверпенский городской секретарь Ян ден Ваувер, бывший другом Рубенса, оставил после себя такие письменные свидетельства от 1620 года: «дом вызывает удивление у иностранцев и восхищение приезжих в город». Сохранились также и письма художника, в которых он сообщал знакомым, что истратил на украшение жилища несколько тысяч флоринов.

Дом-музей Рубенса в Антверпене

В этом доме родился в 1618 году сын Рубенса – Николас, а в 1626 году умерла любимая жена от свирепствовавшей в городе чумы. Спустя четыре года Рубенс обвенчался с Еленой Фоурмен, приведя ее в этот же дом, здесь от брака с ней родились пятеро детей. В мастерской при доме Рубенс создал свои самые известные картины, здесь посчастливилось работать и учиться многим талантливым живописцам Антверпена. Дом-музей Рубенса помнит многих именитых гостей, побывавших здесь в свое время: французскую королеву Марию Медичи, правительницу Нидерландов эрцгерцогиню Изабеллу, герцога Бекингема, маршала Спинолу и других. Двери дома Рубенса были всегда распахнуты перед учеными, художниками, писателями, а сам хозяин дома был необыкновенно любезен и удивлял всех своей эрудицией и широким кругозором.
30 мая 1640 года Рубенс скончался, и через девять лет в его доме поселился сбежавший из Англии перед казнью Карла I, герцог Ньюкаслский — Уиллиам Кавендиш. В саду дома им была организована школа верховой езды для аристократов и зажиточных бюргеров, среди учеников этой школы был даже будущий король Карл II. К середине 18 века дом стал обрастать пристройками и часто переделывался в угоду новым хозяевам. Однако, после реставрации дом-музей Рубенса приобрел первоначальный вид, который был воссоздан в деталях по старинным гравюрам и картинам, изображающим это здание. Самая минимальная реставрация потребовалась, прекрасно сохранившимся, портику и павильону в саду, которые неоднократно были запечатлены на картинах самого Рубенса.

Дом-музей Рубенса в Антверпене

К сожалению, дом-музей Рубенса практически не располагает вещами и мебелью, принадлежавшими самому художнику. В доме восстановлен с тактом и вкусом интерьер, который являет собой богатый патрицианский дом 17 столетия. Пройдя кухню и буфет можно оказаться в нарядной столовой, в которой любила собираться по вечерам большая семья Рубенса. Стены столовой украшают картины, как самого художника, так и его друзей. На шкафу можно увидеть старинный кувшин, с надписью 1593, по преданию он принадлежал Рубенсу. На втором этаже располагаются жилые комнаты, среди мебельного гарнитура можно увидеть интересный экспонат – деканский стул Рубенса, на котором он восседал в антверпенской гильдии святого Луки, на обратной стороне стула по коже сделано тиснение золотыми буквами: «Петер-Пауль Рубенс, 1633 год». Жилые комнаты соединяются с мастерской посредством небольшой галереи.

Дом-музей Рубенса в Антверпене

Сама мастерская небольшая, но высота ее равняется двум этажам, под сводом потолка сделаны большие окна, которые заливают светом все помещение. Интересная особенность мастерской – две двери, одна из которых является обычной входной, а другая, расположенная напротив, узкая и высокая, до самого потолка, служила дверью, через которую выносили готовые полотна из мастерской. В целом в мастерской Рубенс написал около трех тысяч картин. В углу сохранился камин, сделанный из черного мрамора, возле ателье располагалась комната для приема гостей и заказчиков, в ней до сих пор видна удивительная обивка из красно-коричневой кожи с золотым орнаментом, тисненным на ней.

Добавить комментарий