26 января 2004 года при 25-ом пожарном депо города Киева был открыт Музей пожарной техники. Многие музейные экспонаты уникальны, такую технику не найдешь не только в Украине, но и по всей Европе. Весь автомобильный парк музея является вполне работоспособным, хотя некоторые из машин состояли на боевом дежурстве киевского пожарного гарнизона, начиная с 20-х годов ХХ века. В музее можно ознакомиться с историческими документами, старыми фотографиями и разнообразным пожарным инструментом, который дает очень хорошее представление о том, какая пожарная техника применялась в разные отрезки времени последних 120 лет.
Экспонаты музея
Самый старый экспонат Музея пожарной техники, пожалуй, в полном смысле слова назвать «пожарной машиной» нельзя, это паровой насос конца 19 века, который передвигался с помощью конной тяги. Такой насос стоил огромных денег – 14 тысяч рублей золотом. А на деле он использовался всего пару раз в году: при тушении самых сильных пожаров или если загоралось какое-то важное здание. Дело в том, что разогрев этого агрегата происходил целых двадцать минут, так что использовать его для тушения рядовых пожаров не имело смысла.
По поводу лошадей в музее можно услышать достаточно познавательный факт: каждой пожарной части полагалось выезжать на конях определенной масти. К примеру, Дворцовой части полагалось иметь только гнедых лошадей, Старокиевской – коричневых, Подольской – бело-серых, Лыбедской – вороных и так далее. Для покупки коней соответствующей масти городской Думой ежегодно отпускались солидные суммы, при этом экономя средства на покупке нового пожарного оборудования. То есть такой получался курьезный факт – для поддержания «фасона» деньги находились, а для реального материального обеспечения пожарных частей оборудованием – денег не было.
«Машинная эра» началась у киевских пожарных в 1913 году, кузов первого автомобиля крепился на шасси от «Мерседеса». Использовалась эта машина до 1924 года, пока в СССР не началось массовый выпуск автоцистерн и автонасосов на шасси ЗИС. В таких моделях автомобилей пожарные сидели снаружи, в закрытой кабине находились только командир расчета и водитель.
Данное обстоятельство пагубно отражалось на здоровье пожарных, особенно зимой, когда замерзшая мокрая одежда могла привести к простудным и другим заболеваниям. В модели автомобиля 1940 года такое неудобство было уже устранено. Кстати, на фотографиях в музее можно увидеть и импортный «Магирус», который был куплен для гарнизона еще в 1928 году, но, к сожалению, до наших дней автомобиль не дотянул.
После окончания Великой Отечественной войны пожарные части часто оснащались трофейной техникой и совершенно новыми машинами. Так в одной из частей до сих пор исправно несет службу катер береговой пожарной службы 1949 года выпуска.
Еще возле одного экспоната, представленного в киевском музее, можно задержаться подольше – он достоин внимания. Это послевоенная машина, поставленная на шасси ЗИС-150, такую модель пожарные части брали на вооружение в 50-60-х годах двадцатого века, но во многих частях она благополучно прослужила до середины 70-х. В музее хранится экземпляр, который считается очень редким из-за своей специфической модификации. Он не является ни автолестницей, ни автоцистерной, а использовался исключительно в качестве перевозчика пожарных рукавов, которых могло поместиться в этой машине до ста штук.
Рукава располагались в специальных держателях в форме кассет, по прибытию на пожар их выгружали, наращивая необходимую длину шланга. Примечательно, что длина могла достигать целого километра, это являлось особенно важным достоинством данной модели в случаях отсутствия поблизости с местом пожара гидранта или водоема.
Есть в музее экспонат, привезенный из Винницы – автолестница на шасси ГАЗ-51. Когда-то подъем лестницы на 17 метров считался достаточно высоким, но по прошествии десятилетий такая модель уже не может применяться в городах и районах, имеющих высотную застройку. Теперь этот образец техники отправился на заслуженный отдых в Музей пожарной техники.
Пополнение музея
Пополнение музейного автопарка новыми автомобильными экспонатами дело достаточно хлопотное и непростое, поскольку пожарные автомобили довоенного периода на территории стран бывшего Союза практически не сохранились. А если и хранятся где-то, то уже в состоянии малоподходящем для реставрации. Как вариант рассматривается воссоздание экспонатов для музея с помощью архивных документов и сохранившихся чертежей, но такой вариант требует больших финансовых вложений.
Тем не менее, руководство музея уверяет, что в скором времени экспозиция музея будет расширена, и не только за счет новых моделей передвижной техники, но и посредством открытия новых экспозиционных залов, помещения для которых уже оборудуются. Предположительно, в новой экспозиции будут представлены диорамы и действующие модели пожарной техники.
В перспективах развития Музея пожарной техники – расширение и выход за рамки одной лишь пожарной тематики, так как ожидается рассмотрение вопроса на министерском уровне о придании музею нового, более широкого статуса. Возможно, в скором времени музея предстанет перед посетителями в обновленном виде музея спасательных служб Украины.
Посетителям
- Международное название: Fire Museum in Kiev;
- Адрес: г. Киев, ул. Малиновского, д.6;
- Как добраться: Добраться до музея можно на трамваях № 11 и 17, троллейбусе № 44, маршрутных такси № 180, 402, 476, автобусы № 100 и 102;
- Телефон: 38 (044) 418-35-02;
- Режим работы: понедельник-четверг с 10:00 до 15:00, пятница-воскресенье выходные;
- Стоимость билета: взрослый 50 гривен, семейный (более 3 человек) 150 гривен (февраль 2019 г.).
Экскурсии по музею включают посещения зала для тренирово сотрудников пожарной службы.
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Красивые фотографии =) Напоминает коллекцию дорогих игрушечных пожарных машин. И очень приятно удивляет, что они все-таки настоящие, с их помощью когда-то тушили пожары, спасали чужие жизни. Ведь бывают же эстетичные и одновременно полезные вещи!
В Полтаве тоже есть музей пожарной техники. Но, конечно, не такой масштабный. Зато есть инсталляция пожарных начала ХХ века
Очень хороший музей. Идя в него с сыном, не ожидала увидеть ничего для себя интересного. А на деле, оказалось, узнать историю пожаротушения за последние сто лет было очень интересно.
Уматовые экспонаты! Только подумать чем планировали тушить пожар! Вот бы такую технику современным пожерным! Ну так — тупо поржать! )))