Венгерский Национальный музей

Создание музея

В конце 18 – начале 19 века в Европе царили и властвовали над умами аристократов идеи французского Просвещения. Одной из ключевых тем того времени было открытие для широкой публики коллекций, принадлежавших знатным дворянским династиям. Не осталась в стороне от таких благородных идей и Венгрия, в которой в 1802 году был основан Венгерский Национальный музей.

Создание Венгерского Национального музея было обусловлено еще одним фактором: австрийское владычество династии Габсбургов, продолжавшееся уже несколько сотен лет, стало вызывать у венгерского населения необычайно сильный прилив национального самосознания, выливавшийся периодически во всплески борьбы за утверждения венгерского языка как официального, за достойное отношение к памятникам венгерской истории и тому подобное. Одним из результатов этой борьбы и стало учреждение Академии наук Венгрии и Венгерского Национального музея. В учреждении музея активное участие принимал Ференц Сечени – талантливый, получивший европейское образование венгерский аристократ, семья которого уже в 18 веке начала сознательное стремление к тому, чтобы фамильные собрания книг и коллекций постепенно преобразовать в государственные.

Венгерский Национальный музей
Венгерский Национальный музей

В 1786 году Сечении начал целенаправленную работу по формированию основы для Государственной библиотеки, основателем которой он стал чуть позже. В ноябре 1802 года Ференц Сечени написал учредительное письмо, в котором официально передавал все свои собрания в пользование венгерской нации. На этот момент его коллекция включала в себя 1150 рукописей, 142 тома географических карт и гравюр, около 12 тысяч печатных документов. В 1807 году к этому собранию были добавлены антикварные предметы, монеты в количестве 2675 штук, и несколько картин.

Первое помещение, которое выделили под размещение экспозиции коллекций Национального музея, было здание пештского ордена Святого Павла. Королевский наместник Иосиф, осуществлявший личный контроль над музеем, с теплотой и заботой реагировал на дела и нужды Венгерского Национального музея. Именно он пытался разрешить главную проблему первых лет существования музея – поиск подходящего помещения для экспозиции и хранения коллекций. В 1807 году Иосиф заказывает архитектору Й. Хилду создание проекта здания Венгерского Национального музея. К сожалению, этому проекту так и не суждено было воплотиться в жизнь, так как купленный под застройку участок земли оказался слишком тесным и к тому же пожароопасным из-за расположенных слишком близко деревянных строений.

В конце концов, этот злосчастный участок был обменян на более подходящий, на котором и располагается по сей день здание Венгерского Национального музея. Однако, строительство здания тоже не проходило гладко. Сначала строительные работы были отложены на долгий срок, пока в 1836 году этим вопросом не занялось Государственное собрание нового созыва.

Вмешавшийся в ход дела наместник Иосиф снова занялся подбором архитектора и на этот раз его выбор пал на пештского архитектора Михая Поллака, с которым в декабре 1836 год был заключен договор на проектирование здания. В июне 1837 года строительные работы начались, но уже в 1838 году их снова пришлось остановить. На этот раз в ход работ вмешалась стихия – в Венгрии произошло разрушительное наводнение. Строительство здания Национального музея было завершено через десять лет после начала строительства – в 1847 году.

Роскошный фасад Венгерского Национального музея 109 метров в длину, перед порталом располагается портик, состоящий из восьми колонн в римском стиле. Тимпан фронтона украшен скульптурной группой, работы Рафаэля Монти – скульптора из Мюнхена. Центральную фигуру группы – Паннонию окружают аллегорические фигуры, представляющие Науку, Искусство, Историю и Славу.

Архитектура музея
Архитектура музея

Не дожидаясь окончания строительства, в марте 1846 года для посетителей была устроена первая экспозиция в новом здании музея, которая носила название – Галерея Пиркера. А к началу 1848 года музей представил уже все свои экспозиции. В качестве самостоятельного отдела музея, как и Галерея Пиркера, была открыта картинная галерея Венгерского Национального музея. Она называлась Венгерская галерея и являла собою составную часть Галереи живописи Национального музея.

Очень ответственную роль принял на себя Венгерский Национальный музей в период освободительной борьбы 1848 года. Сад музея стал местом народных сходок и выступлений пештской молодежи, а парадный зал музея избрала для своих заседаний верхняя палата Национального собрания. Неудивительно, что после поражения освободительной борьбы, австрийские власти устроили для музея череду новых испытаний. Здание обложили большими налогами, за неуплату которых коллекции музея грозили отправить в Вену. На защиту интересов музея поднялось общество, Венгерский союз женщин создал фонд «Музейный сад», в пользу которого передавались средства от концертов, устраиваемых в парадном зале музея.

Дирижировали оркестру такие известные композиторы как Ференц Эркель и Ференц Лист. Поскольку правительство больше не поддерживало музей материально, то здание постепенно приходило в упадок, да и в музейные фонды перестали поступать новые материалы. Только лишь Галерее удалось приобрести в этот период несколько ценных произведений искусства.

В 1867 году в политической обстановке наступило затишье, между Венгрией и Австрией было достигнуто соглашение. Эти перемены оказали благотворное действие на Венгерский Национальный музей – ему выделили постоянный бюджет, выставочные залы и библиотечное помещение оборудовано мебелью, проведено паровое отопление, что по тем временам было технической новинкой. Вестибюль музея украсили росписи, выполненные Кароем Лотцем и Мораном Таном. С 1870 по 1902 годы парадный зал музея использовался правительством в качестве зала заседаний верхней палаты.

Экспонат музея
Экспонат музея

Возглавил Венгерский Национальный музей Ференц Пулски, который в тесном сотрудничестве с сотрудниками отдела древностей – Флоришом Ромером и Йожефом Хампелом, смог вывести музей на уровень европейских музейных заведений. Они смогли привлечь внимание всей страны и организовать работы по спасению и сохранению древнейших памятников архитектуры, культуры и искусства. Благодаря их деятельности по всей стране, даже в провинции, начали появляться музеи и музейные объединения. В 1867 году Венгерский Национальный музей со своим археологическим материалом принял участие в Всемирной выставке в Париже, результатом этой экспозиции стали, проведенные в 1876 году в Будапеште, Международные конгрессы по археологии и антропологии, а также выставка, представляющая наиболее значительный археологический материал Венгрии.

70-е годы 19 столетия были годами интенсивного развития и расширения музейных фондов Национального музея, в результате которых некоторые специальные коллекции даже выделились в самостоятельные музеи.

В 1870 году государством была приобретена самая большая частная коллекция – собрание, принадлежащее графу Эстерхази, и на основе этой коллекции была основана Государственная картинная галерея, в фонды которой вошли также коллекции Пиркера и Ипойи. В результате слияния Государственной картинной галереи с картинной галерей, принадлежащей Национальному музею, на основании закона от 1896 года, был образован Музей изобразительных искусств. В 1872 году в составе Национального музея появился новый самостоятельный отдел – этнографический, который возглавил Янош Ксантус. Благодаря Яношу коллекции отдела обогатились многочисленными приобретениями зарубежных материалов. В дальнейшем его дело продолжили Отто Херман и Янош Янко. Этнографический отдел долгое время размещал свои экспозиции во всяких временных помещениях, пока в 1925 году не обзавелся собственным зданием, однако самостоятельной единицей музей был признан только после окончания Второй мировой войны, в 1947 году.

Знаменитая библиотека имени Сечени и Венгерский Национальный музей имели общее управление до 1949 года, после которого они разделились. После этого раздела в ведение Национального музея остались только венгерские археологические и исторические собрания.

В годы Второй мировой войны здание Национального музея было очень сильно повреждено снарядами, семьдесят пять прямых попаданий напрочь уничтожили двери, окна и крышу. Очень сильно пострадали и музейные фонды, один из запасников, наполненный мебелью, коврами и ювелирными изделиями, полностью выгорел. Но, не смотря на такое бедственное положение, по окончании войны Венгерский Национальный музей буквально возродился из руин. Первая временная выставка была открыта для посетителей уже в 1948 году, а к 1952 году закончились полные реконструкционные работы. К сожалению, в 1956 году во время контрреволюционного восстания вновь открытому зданию опять был нанесен ущерб, и потребовались ремонтные работы.

Музей в наши дни

На сегодняшний день внутренняя структура музея соответствует традиционному делению, которое сложилось еще в момент образования Национального музея. В составе музея находятся следующие отделы: археологии, средних веков, нового времени, кабинет нумизматики, историческая портретная галерея, отдел документации и археологическая библиотека.

Зал музея
Зал музея

В отделе археологии Венгерского Национального музея посетители могут увидеть археологические материалы, найденные при раскопках и в экспедициях, исключительно на территории Венгрии. Фонд отдела насчитывает около 400 тысяч экспонатов, датируемых периодом от палеолита до 10 века. Все экспонаты разделены на пять больших коллекций, которые располагаются в хронологическом порядке: палеолит, эпоха первобытных людей, древнеримская эпоха, эпоха переселения народов и собрание исторической зоологии, которое было сформировано в течение последних десятилетий. Экспозиция отдела демонстрирует множество выдающихся памятников культуры, которые имеют мировое значение. Большой интерес представляют экспонаты, относящиеся к первобытной эпохе: золотые клады из Фокору и Андялфелда, принадлежащие Галыптатской культуре; бронзовые сосуды цисты, напоминающие этрусский стиль, но принадлежащие курдам; скифские золотые олени; интересный сосуд из Будакаласа, который выполнен в форме повозки.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

Среди разнообразных экспонатов палеолита, наиболее ценным является кусок кости черепа вертешселешского человека, который получил свое имя по месту находки близ селения Вертеш-селеш при раскопках в 1965 году. Уникальность этого экспоната заключается в том, что он является самым древним в Европе. Интерес представляют и древнейшие шахтерские орудия, которые были обнаружены в первобытных копях в Ловаше. В экспозиции, посвященной римской эпохе посетители музея могут ознакомиться с серебряным треножником из Полгарди, бронзовой пластиной с выгравированными законами, фрагментами колесницы из Шомодора, раннехристианским саркофагом из Сексарда и найденным в этом саркофаге сосудом, статуэткой из слоновой кости, изображающей Вакха и многочисленными предметами, найденными при раскопках позднеримского-раннехристианского кладбища в Шагваре.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

Также смотрите лучшие места для фотосессий по всему миру на портале Top Photo Spots.

Коллекция эпохи переселения народов представлена экспонатами, которые имеют большое значение в мировом масштабе. Например, предметы, найденные при раскопках в Сегед-Надьсекшоше, которые принадлежали вождю племени гуннов; найденные золотые германские клады и изделия аварских племен из различных мест Венгрии.

Изделия аварских племен
Изделия аварских племен

В отделе средних веков находятся экспонаты, датируемые 10-16 столетиями, всего их здесь около 50 тысяч. Основной частью коллекций этого отдела являются экспонаты периода заселения венграми территории государства. Экспозиция средних веков Национального музея представлена пластинами для украшения кочевых сумок племен, которые являются яркими примером высокой техники обработки металла. Особо из этой коллекции следует выделить корону византийского императора Константина; фигуру водолея в виде кентавра; пряжку из Кидьошпусты; блюда, которые украшает лиможская эмаль; книжный шкаф в готическом стиле, который находился в первой публичной библиотеке страны; кубки Палфи и короля Матяша; сокровища династии Ракоци и Эрдеди; золотой кубок украшенный эмалью, принадлежавший трансильванскому князю Дерди Первому и так далее.

Корона императора
Корона императора

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В отделе нового времени посетителям представлены коллекции разного профиля: оружие, ювелирные и текстильные изделия, мебель, керамика, музыкальные инструменты и другой разнообразный материал.

Текстильное изделие
Текстильное изделие

Фонды этого отдела хранят более 33 тысяч экспонатов, среди которых такие предметы мирового значения как рояли Бетховена и Листа, клавикорд Моцарта, арфа Марии-Антуанетты.

Музыкальный инструмент
Музыкальный инструмент

Большая часть коллекций поступила в Национальный музей после окончания Второй мировой войны из различных собраний, так например, коллекция Волфнера состоит из предметов народного и дворянского шитья, одежды Екатерины Бранденбургской, а также великолепного экспоната – расшитой скатерти, принадлежавшей княжне Жужанне Лорантфи.

Скатерть княжны Жужанне Лорантфи
Скатерть княжны Жужанне Лорантфи

В отделе нового времени хранятся коллекции мебели и ювелирных изделий, среди которых нельзя не упомянуть мебельный гарнитур из регентского замка Ференца Второго и сервиз Марии-Терезии, выполненный из чистого золота.

В нумизматическом кабинете Национального музея экспонаты также представлены несколькими коллекциями: античной коллекцией, содержащей монеты греческой и римской эпохи; коллекцией монет племен варваров, среди которых есть кельтские монеты, изготовленные по подобию греческих и римских; разнообразной коллекцией венгерских монет, включая современные образцы; коллекцией медалей и памятных знаков.

Экспонат музея
Экспонат музея

Многие из экспонатов имеют мировое значение, например, можно ознакомиться в экспозиции с римскими золотыми слитками из Красны, золотыми солидусами пятого века из Сиканча, золотой трансильванской монетой в 100 дукатов, а также с золотой монетой начала 18 века, на которой изображен Святой Георг, с орденом Золотого Руна, изготовленным в 19 веке.

Экспозиции с римскими золотыми слитками из Красны
Экспозиции с римскими золотыми слитками из Красны

Всего в фондах нумизматического отдела находится более 226 тысячи экспонатов.

Создание исторической портретной галереи произошло в 1884 году, экспозиционных залах этого отдела экспонируются портреты, гравюры и рисунки, которые имеют историческое значение.

Одним из выдающихся экспонатов коллекции считается «Портрет Ракоци», выполненный живописцем Адамом Маньоки в 1703 году.

Портрет Ракоци
Портрет Ракоци

Всего в фондах отдела исторических портретов находится более 85 тысяч экспонатов.

Отдел документации был создан в 1952 году, когда здание музея открылось после реконструкционных работ. В отделе документации хранится картотека всего музейного материала, каждая карточка музейного экспоната снабжена фото и описанием. Отделом проводится учет и ревизия раскопок, которые проводятся на территории Венгрии, а также отдел выполняет в государственных масштабах работы, направленные на спасение археологических памятников. В этом же отделе сохраняется и вся документация, связанная с любой деятельностью музея.

Последний отдел Национального музея – Археологическая библиотека, которая была создана в тот же период, что и отдел документации – в 1952 году. Археологическая библиотека являет собою собрание книг специального, археологического профиля. Здесь находится 75 тысяч томов изданий и периодики. Из всех венгерских профессиональных библиотек Археологическая библиотека при Венгерском Национальном музее самая значительная.

Посетителям

  • Международное название: Hungarian national museum;
  • Адрес: г. Будапешт, Muzeum krt., 14-16;
  • Как добраться: Рядом с музеем расположены остановки общественного транспорта: автобусы № 9, 100E, 909, 914, 914A, 950, трамваи 47, 48, 49, ближайшая станция метро «Кальвин тер»;
  • Режим работы: вторник-воскресенье, с 10:00 до 18:00, понедельник выходной;
  • Стоимость билета: взрослый 5 евро, студенты и пенсионеры 2,5 евро, съемка 1,6 евро.
Полезные ссылки для туристов:
  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
  • Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Комментарии4
  1. Юлиана

    Анна,
    вряд ли можно назвать трогательным событие, в ходе которого погибло более 60 человек и около 300 было ранено. А Венгерское восстание 1956 года имело название "контрреволюционного восстания" исключительно в СССР, поскольку в самой Венгрии его принято именовать революцией 1956 года.
    В любом случае, очень приятно, что Вы уделили внимание статье. И спасибо за конструктивную критику.

  2. Анна

    Если текст написан венгром — респект, но с точки зрения русского языка его еще редактировать и редактировать. Особенно трогательно "контрреволюционное восстание 1956 года".

  3. Юлиана

    Да, совершенно верно — вход бесплатный, при одном "но" — если в этот период в музее нет какой-нибудь временной экспозиции. Тогда плата может составлять до 800 форинтов, т.е. примерно 3 евро.

  4. tigry1

    Очень жалею, что когда мы были один день на экскурсии в Будапеште, то не зашли в этот музей. По-моему, вход в него бесплатный. Я не ошибаюсь?

Добавить комментарий